22 февраля возле ледового дворца «Ковровец» ревели моторы. На круговой трассе СК «Мотодром» прошёл 54-й традиционный зимний мотокросс «От истоков Шириной горы».
В названии турнира одновременно интрига и суть. Ведь полвека назад местом мотокросса была Ширина гора, где на склоне и овраге сама природа проложила пересечённую трассу. Она стала культовой в далёком 1957 году. Тогда говорили: «Гора – место испытаний железа и человеческих возможностей». Там проводили испытания дорожных мотоциклов производства «ЗиДа», а также единственной кроссовой модели, сделанной в Коврове.
Читайте новости и статьи в нашем ТГ-канале GorodKovrov. Подписывайтесь!
Называлась она «Восход 250 СКУ-5 (Кросс)». Аббревиатура означала – спортивный, кроссовый уникальный.
Надо отметить, что уже тогда наш «Восход» уступал по техническим характеристикам зарубежным аналогам – чешским «Чезетам» и японским «Хондам». По советским стандартам нашим спортсменам было запрещено использовать иномарки, но даже на таких мотоциклах наши гонщики успешно финишировали не только на чемпионатах СССР, но и на европейских турнирах.
Говорят, первый мотокросс назывался «гонка за лисой» и прошёл в Лондоне в 1908 году. Целью было доказать, кто быстрее преодолеет пересечённую препятствиями местность. В середине прошлого века англичане утратили интерес к мотогонкам, зато он возник и стремительно вырос в США и СССР.
Обе супердержавы начали вырабатывать правила, которые касались как длины трассы, так и классов техники. По международной классификации в турнирах участвуют спортсмены на мотоциклах класса 125, 250 и 500 см3, продолжительность гонки – 35 минут плюс круг.
На нашем ковровском турнире были представлены «миниатюры» — байки классов 65 и 85 см3, продолжительность гонки 10 минут плюс один круг. Этот класс и параметры заезда считаются детскими и юниорскими. На старте и были ребята от 8 до 14 лет.
Спортсмены постарше также на трассу вышли, в классе OPEN с шипами и без шипов. Про этот этап соревнований чуть ниже скажем отдельно – это было особой фишкой нынешнего турнира.
Зимний мотокросс – соревнование, в общем-то, экзотическое. В России официально признанных турниров по зимнему мотокроссу не так уж много. Хватит пальцев на руках, чтобы перечислить города, где регулярно проводятся подобные соревнования.
И надо заметить, Ковров – один из немногих райцентров в этом списке. В основном мегаполисы: Москва, Питер, Пенза, Челябинск, Пермь, в общем – нам есть, чем гордиться.
Кстати, ближайшие федеральные соревнования пройдут в Коврове в канун Первомая, но это потом, а нынешний турнир – первенство области. Уже прогресс, ведь поначалу возрождённый в Коврове зимний мотокросс (уже на круговой трассе возле мотодрома) был только Кубком мэра. Но уже в 2015-м на обновленной и перестроенной трассе прошёл титульный чемпионат России, первый из двух финалов чемпионата.
А в канун Дня защитника Отечества трасса принимала первенство области. Кроме того, 1 этап прошёл в рамках Армейских Международных Игр — 2016 (АрМИ — 2016). Этот престижный турнир проходит под эгидой ДОСААФ РФ. Победителей в командном зачёте на ковровском мотокроссе ждут дальнейшие состязания, победители которого получат в качестве приза спортивные мотоциклы.
И это очень круто, ведь приличный японский или немецкий спортивный байк стоит сотни тысяч рублей. На этом фоне призовые в рамках областного первенства, кстати говоря, выглядели довольно скромно – за первые места в личном зачёте 5000 и 7000 рублей. Меж тем, одни только мотосапоги, тут же, в палатках возле трассы по 30 тысяч продавали, шлем – 18 тысяч, впрочем, по словам продвинутых болельщиков, эти цены – далеко не предел.
Кстати, о болельщиках. Их было много, тысячи. Можно с удовлетворением отметить, что рок-эн-ролл мотокросс жив! Огромная парковка возле СК «Ковровец» (наш ледовый дворец) была забита под завязку, причём номера машин были не только владимирские. Неудивительно, побороться за главные призы к нам приехали кроссмены из Москвы, Питера, Ярославля и Нижнего.
А где кроссмены там и их болельщики, тем более, что на старте, главным образом были подростки.
Открыли турнир мэр Коврова Анатолий Зотов и директор областного департамента ФиС Алексей Сипач (наш земляк, если кто помнит). Зачинатель традиции зимних мотокроссов – завод им. Дегтярёва передал в оргкомитет главный Кубок, огромный, очень красивый, ручной работы.
Вспомнили о ветеранах мотоспорта, их пригласили на помост, поздравили с праздником спорта и вручили сувениры.
Среди них был наш знаменитый земляк (ныне – житель Владимира) Александр Дмитриевич Яковлев. Пятикратный чемпион СССР, дважды – серебряный призёр, призёр европейских соревнований, Александр Дмитриевич после серьёзной спортивной травмы ещё в 60-е перешёл на тренерскую работу.
Он был в составе легендарной сборной СССР по мотокроссу, в которую входили такие «звёзды» как Владимир Кавинов, Виктор Арбеков и Геннадий Моисеев. Европейские болельщики дали им прозвища «русская ракета» и «ленинградская молния». Там, в заграницах, вообще, принято мотокроссменам давать прозвища-ники.
Увы, с 60-х прошлого века никто из российских спортсменов прозвища не удостоился. Будем надеяться, что у нас всё впереди. Фамилии на слуху в нашем мотоспорте есть, причём многие из них — ковровчане. Один тренер и мотогонщик Артём Садилов чего стоит! А ещё Андрей Птахин, который хотя и не занял на этот раз призового места, но выступал отчаянно.
Весь список призёров можно посмотреть в таблице ниже. В классе питбайков ковровчанам достались серебро и бронза, золото у владимирского СТК «Весна». Но одна наша бронза, пожалуй, стоит золота – третье место у ковровской… девушки Валерии Гахрамановой. А мы о ней уже писали!
Результаты:
В классе 65 куб. см.:
1 место — Гусев Георгий (МАУ СК «Мотодром»)
2 место — Жмылев Дмитрий (Галлакс ДОСААФ Мытищи)
3 место – Рыбаков Семен (МАУ СК «Мотодром»)
В классе 85 куб. см.:
1 место – Зорин Алексей (г. Санкт-Петербург, лично)
2 место – Воронов Василий (ХИМ. Университет г. Иваново)
3 место – Архипов Арсений (МАУ СК «Мотодром»)
В классе Open шипы:
1 место – Ефимов Александр (СК Каменск — Уральский)
2 место – Завьялов Олег (СК Каменск-Уральский)
3 место – Прытов Сергей (Костромская область, Шарья)
В классе Open без шипов:
1 место – Игнашов Андрей (Ярославль, СТК Старт)
2 место – Селиверстов Глеб (Владимир, СТК Экстрим)
3 место – Хромов Александр (МАУ СК «Мотодром»)
Спонсоры, партнёры и организаторы соревнований:
– Интернет-портал «ГородКовров.ру»;
– мотоциклетная федерация России;
– ДОСААФ России;
– департамент физической культуры и спорта администрации Владимирской области;
– региональная общественная организация «Владимирская областная федерация мотоциклетного спорта»;
– администрация города Коврова;
– управление физической культуры и спорта Коврова;
– МАУ СК «Мотодром»;
– ОАО «Топос-19»;
– ПАО «Ковровский механический завод»;
– ГКНПЦ им.М.В. Хруничева «Конструкторское бюро «Арматура»;
– Студия цветов «Пиона»;
– Магазин «Упаковка»;
– Рекламное агентство «X-PRESS».
Фото: Родион Хватов, Павел Артюшин, ВК Леры Гахрамановой