Голосовые сообщения, войсы или просто «голосовухи». Их используют всё чаще, просто какая-то цифровая «пандемия». Совсем недавно это считалось дурным тоном сетевого общения, но времена меняются. И всё-таки есть «правила игры» и ситуации, при которых голосовые неуместны. Рассмотрим кейсы?
Голосовые сообщения первым ввёл Фейсбук, тогда же они появились и в Вотсапе. Постепенно подтянулись ВКонтакте, Инстаграм, Вайбер и так далее. Сейчас функцией активно пользуются: в одном только ВК голосовые сообщения слушают и надиктовывают 33 млн человек в месяц. Тем не менее, в Интернете остаётся немало раздражённых «голосовухами» людей.
Читайте новости и статьи в нашем ТГ-канале GorodKovrov. Подписывайтесь!
Связь без обязательств
Голосовые удобны только для отправителя: нет необходимости набирать текст, перепроверять его, мысли можно записать сплошным потоком, вложив все эмоции. Да и в холодное время года проще записать голосовое, чем пытаться попасть в маленькие телефонные кнопки и ругаться с клавиатурой на тему автозамены.
Но получающий голосовое сообщение находится в очевидном минусе: читать текст несравнимо проще, чем слушать, не придётся лезть за наушниками или приглушать музыку, да и уровень окружающего шума роли не играет. А ещё – время. Пока слушаешь одно голосовое, можно успеть прочитать три больших сообщения. Ну и, наверное, главное: из текста проще вычленить суть, а вот при прослушивании голосового ты становишься заложником хода мыслей собеседника.
Кажется, что голосовые сообщения – это буквально игра «в одни ворота», где один участник общения находится заведомо в более выигрышной позиции, чем другой. Но это не всегда так.
«Пойми меня правильно, это не сарказм»
Голосовые сообщения, пожалуй, наилучшее средство для передачи не только слов, но и эмоций. Лучший текст можно интерпретировать диаметрально противоположно задуманному, но когда слышишь голос человека, то воспринимаешь чувства и интонации, которые он вкладывает в слова. Меньше домыслов – меньше споров.
Видео-связь же, в отличие от голосовых, в большинстве мессенджеров требует присутствия «здесь и сейчас», прослушивание голосового сообщения же можно отложить точно так же, как и чтение текстового. А большого распространения видео-сообщения пока не получили. Да и отправителя настигнет неудобство: голосовое сообщение не спалит, что на голове «петухи» или под глазами «мешки». Боди-позитив боди-позитивом, но всё ещё достаточно большому количеству людей важно хорошо выглядеть на видео и фото.
Получается, голосовые в выигрыше даже перед видео.
Когда голосовые уместны?
Итак, с тем, что у голосовых есть и минусы, и безусловные плюсы, разобрались. Могут ли они быть уместны? Эксперты по этикету считают, что, безусловно, да. Абсолютным злом назвать «голосовухи» нельзя. Но, как обычно, есть несколько «но»:
#1. Не стоит начинать общение с голосовых.
Если обстоятельства сложились так, что со своим собеседником вы только что познакомились, а записать голосовое для вас сейчас – единственный способ передать информацию, то лучше воспользоваться голосовым вводом клавиатуры или советом из следующего пункта.
#2. Уточните у собеседника, комфортно ли ему принимать голосовые сообщения.
Если до этого в переписке фигурировали только текстовые сообщения, всегда лучше уточнить, можно ли записать голосовое. Кстати, уточнять следует ещё и в случае, если есть повод предполагать, что собеседнику может быть некомфортно слушать голосовое прямо сейчас.
#3. Эксперты по этикету рекомендуют не использовать голосовые сообщения в деловых беседах, особенно с вышестоящими по званию.
Начальник может позволить себе «занять» время подчинённого, но «в обратную сторону» это уже будет крайне неэтично. К тому же, наша живая речь с трудом «заталкивается» в рамки делового общения, и выстроить голосовое сообщение по принципам деловой переписки может быть крайне затруднительно.
#4. Не стоит использовать голосовые сообщения для передачи важной информации и данных.
Место и время встречи, материалы для работы, техническое задание и прочие требующие точности сообщения лучше отправлять текстом. У этого есть сразу три значимых плюса: текст можно скопировать, текст легко перечитать и текстовое сообщение можно найти поиском, чего не скажешь о голосовых.
Когда голосовые лучше текста?
Ситуаций, когда предпочтение стоит отдать голосовому сообщению, на самом деле, не много. И они довольно специфичные.
Первая и очевидная: невозможность для собеседника прочитать текст (по тем или иным причинам). В таком случае, как правило, человек сам попросит записать голосовое сообщение.
Вторая: вы сами по тем или иным причинам не можете набрать текст. Невнятную речь, например, если вы слишком замёрзли или вас слишком клонит в сон, разобрать всё-таки проще, чем невнятный текст.
В основном выбор между текстовыми и голосовыми сообщениями сугубо индивидуален и зависит от обстоятельств у каждого из собеседников. Если вас раздражает, что ваш собеседник присылает вам голосовые сообщения и при этом никак не реагирует на ваши прямолинейные просьбы этого не делать – стоит задуматься о том, насколько этому человеку не «до лампочки» ваш комфорт.
Ищите компромиссы, общайтесь и…