На территории, прилегающей к ТРЦ «KOVROVMALL», которую пока можно условно назвать парковкой, в последние дни и недели бурные перемены.
Читайте новости и статьи в нашем ТГ-канале GorodKovrov. Подписывайтесь!
Мы ожидали, что топики оподземной парковке и планах по реконструкции парковки надземной (между ТРЦ и ДК имени Ленина) станут резонансными. Фидбек превзошёл ожидания.
Реакция читателей была самой разной. Проснулись хейтеры, которые обвинили GK чуть ли не в осквернении скреп. Речь шла о нашей оценке предложения ветеранов экскаваторного завода превратить половину нынешней надземной парковки в сквер-пешеходку. GK чётко дал понять, что идея как минимум нуждается в осмыслении.
Казалось бы, GK как независимое медиа, стоящее за интересы всех ковровчан, должно занять ту же позицию, что и ветераны. Ведь сквер – это же лучше, чем парковка?
Благоустройство и организация пешеходных зон – это примета цивилизованных городов. Но чтобы «пешеходка» стала украшением и по-настоящему популярным местом, к её организации нужно подходить продуманно, учитывать прилегающие локации, трафик, как автомобильный, так и людской.
Нередко проблемой становится даже не отсутствие финансов, а популизм. Вопреки здравому смыслу и даже техническим условиям, ради сиюминутных PR-соображений воздвигаются арт-объекты, устанавливаются чьи-то бюсты и т. п.
Красиво перерезаются ленточки, а через несколько месяцев все забывают про «уютный уголок». И забивают на него…
Примеры? Кто-то ещё помнит, с каким пафосом на проспекте Ленина открывали фонтан? Сейчас это загаженная птичьим помётом прямоугольная ёмкость, наполовину заполненная грязной жижей. Автопоилка для голубей.
Птичкам раздолье, но говорить, что это милый уголок для отдыха и романтических встреч, можно только с сарказмом.
Ситуацию нетрудно было спрогнозировать. Денег на содержание «скверо-фонтана» не было заложено ни в бюджете города, ни в бюджете какого-либо предприятия-спонсора.
Содержание – это не только регулярная уборка, но и озеленение. Просто так только бурьян может расти. Хотите красивые деревья, создающие уютную тень? Надо тратить деньги. И на цветочки надо тратить деньги, и на травку газонную. И на тротуарную плитку, которая стирается и трескается со временем. Нет денег? Получите в итоге помойку.
Немаловажны ливневые стоки. Тот же «скверо-фонтан» на проспекте после каждого сильного дождя превращается в грязную лужу. А ведь там, в принципе, попытались водоотвод сделать, но когда работы выполняюдтся «на отвали», результат выглядит неприглядно.
Можно вспомнить и о деревцах, которые высаживали при въезде в город, и о прорыве теплотрассы под плиткой на площади Воинской славы, много, о чём…
Пожалуй, из положительных примеров продуманного благоустройства, можно разве что сквер Оружейников привести. По всем остальным есть вопросы. Но вернёмся на площадку рядом с бывшим КЭЗом.
До недавних пор это была обширная, но не благоустроенная территория, где в результате самоорганизации сформировалась парковка.
Через стоянку пролегают два пути. Первый – на ту самую подземную парковку ТРЦ, к бывшим проходным КЭЗа.
Вторая дорога с двусторонним движением – это, по сути (и по генплану, кстати) улица Малеева, которая заканчивается не на пересечении с улицей Лопатина, как многие считают, а напротив бывших проходных КЭЗа.
Проходные существуют и сейчас, поскольку на «верхней промплощадке КЭЗа» работает несколько предприятий. Самое крупное – ПМТ (Передовые Мебельные Технологии), производство мебели.
Во времена, когда вся территория относилась к КЭЗу, это и была парковка, в том числе для вывоза экскаваторов, то есть тяжёлой гусеничной техники, которую отгружали не только ж/д транспортом.
Можно представить нагрузку на асфальт, когда из проходных регулярно выезжали фуры-платформы с экскаваторами. Сейчас в этом плане всё гораздо проще и легче, в буквальном смысле – грузовик с мебелью – это, по сути, перевозчик воздуха. Но летать по воздуху эти машины всё-таки не смогут.
Если взглянуть на проектно-дизайнерское решение, предложенное ветеранами-экскаваторщиками, территория между ТРЦ, бывшим КЭЗом и ДК имени Ленина условно разделяется на две трети.
Одна треть – это проезд, куда предполагается направить транспорт как на подземную парковку, так и те машины, которые прежде заезжали в центральные проходные бывшего КЭЗа.
Вся остальная территория задумана как некий мемориал — памятник экскаватору, клумбы, плитка.
Не надо быть астрологом, чтобы представить, какой будет нагрузка на единственный проезд. Меж тем, о хоть каком-то асфальтировании возле ТРЦ пока и речи не идёт.
А вот улицу Малеева уже асфальтировали, причём, до самых бывших проходных. Если городские власти по каким-то причинам примут за основу проект ветеранов-экскаваторщиков, начинать придётся с того, что только что уложенный асфальт будут соскребать?
Там есть ещё одна пикантная подробность, которую GK узнал, пообщавшись с собственниками промплощадки, которую арендует ПМТ.
Может, кто-то помнит, как в начале нулевых здание бывшего заводоуправления КЭЗа заняло китайское обувное производство? Планы были амбициозные, предприниматель из Поднебесной приобрёл и здание, и прилегающий к нему земельный участок. Но потом…
Что-то пошло не так, китайский господин свернул обувной бизнес в Коврове, но здание осталось в его собственности. По сей день.
Кадры, которые вы видите – это фактически заграница и частные владения. На этой территории сейчас, кстати говоря, располагается мемориал работникам КЭЗа, погибшим во время Великой Отечественной.
Вечный огонь, на поверку оказался не вечным, но территория более-менее благоустроена.
Деньги на поддержание мемориала в пристойном виде тратят всё те же предприниматели, собственники промлощадки бывшего КЭЗа, те, у кого сейчас арендуют площади несколько организаций.
Надо отметить, что все предприятия – не «купи-продай», а производственники. По большому счёту, благодаря усилиям собственника по привлечению арендаторов, на территории, которая вполне могла стать зоной отчуждения, кипит работа, трудятся сотни людей. И это не кустарное подпольно-подвальное, а современное производство с высокой культурой. Сами судите – так выглядит верхняя промплощадка. Но сейчас речь не об этом. Вернёмся «в Китай».
Если получится предложение ветеранов по благоустройству будет реализовано и половину нынешней парковки займёт сквер, возможность проезда китайского господина к своим законным владениям исключена. Разве что, вертолётном, хотя для вертолётной площадки места там маловато.
Гражданин КНР может в один прекрасный (или ужасный?) день явиться по месту регистрации собственности и потребовать через суд обеспечить своё право. Очень даже может быть, что суд он выиграет. Кто будет оплачивать издержки и прокладку дороги к «пагоде»? Вряд ли, это сделают ветераны-общественники, которые сегодня носятся со своим планом благоустройства… Скорее, бюджет заплатит, то есть все мы, ковровчане.
Имеется другое решение по благоустройству данной территории. И это, в отличие от предложение ветеранов-экскаваторщиков, не просто красивая план-картинка. Это профессиональный проект, рассчитанный и с точки зрения градостроительных норм, и с точки зрения ПДД, и с юридических позиций, даже с позиций ЖКХ.
Проект, предложенный собственником промплощадки бывшего КЭЗа, Компании «Мотор Плюс», предполагает и озеленение, и плитку, и бордюры.
Один проезд вдоль ТРЦ «KOVROVMALL» — трафик покупателей торгового центра и тех, кому необходимо выезжать «под трубочку». Второй проезд – улица Малеева, с заездом на территорию верхней промплощадки и возможностью выезда через нижнюю, что соответствует генплану Коврова советских времён.
Такая логистика полностью соответствует ПДД. Более того, в проекте предусмотрено решение проблемы перекрёстка улиц Малеева и Лопатина.
Все настолько привыкли к тому, что люди, которые направляются в город с вокзала через привокзальный пешеходный мост, вынуждены преодолевать перекрёсток как попало…
То же самое можно сказать и о пешеходах, которые идут по улице Малеева в сторону ТРЦ.
Как, не нарушая ПДД, попасть на остановку маршрутки на Лопатина (напротив ДК имени Ленина), вообще загадка. Добавим, что ступеньки ДК ведут прямёхонько на проезжую часть. А там, между прочим, дети в кружках и секциях занимаются.
Все, кто пересекает дорогу здесь, фактически рискуют жизнью и здоровьем. Городские СМИ не бьют тревогу только потому, пока не произошло ни одного серьёзного ДТП. После того, как улицы Лопатина и Малеева заасфальтируют и проезжая часть станет действительно проезжей, риск ДТП кратно возрастёт.
В проекте, предложенном «Мотор Плюс» предусмотрено чёткое зонирование трафика пешеходов и транспорта с организацией «зебры». Остаётся только решить вопрос с ограждением лестницы от ДК.
Ещё одно преимущество, которое мы во время «чекинга» территории обнаружили – ливневые стоки.
Да, забыла уточнить – «Мотор Плюс» уже вторую неделю как начал реализацию своего проектного решения. Предприниматели действуют в определённой степени на свой страх и риск.
Их проект формально согласован в мэрии, но, узнав из СМИ (в том числе GK) о совещании, на котором чиновники администрации всерьёз изучали и рассматривали предложение ветеранов по «пешеходке», заволновались.
У нас ведь возможно всё, когда речь идёт о деньгах частного бизнеса. Мало ли, что эти коммерсы потратили, заработают ещё! Примерно так рассуждают и чиновники, и обыватели.
По словам представителей «Мотор Плюс», они сейчас даже не за потраченные средства переживают, а за то, что прямым следствием благоустройства в стиле «будем помнить славное прошлое» заблокируют подъездные пути и спровоцируют, в том числе, работников предприятий-арендаторов парковать свои машины хаотично в окрестностях.
К слову, проект стоимостью более миллиона рублей, — это ещё и расширение улицы Малеева, которую полагается делать за бюджетный счёт. Но на казённые денежки дорога будет настолько узкой, что ни о какой парковке по обочине напротив проходных бывшего КЭЗа не может быть речи. С учётом «добавки» от «Мотор Плюс» появится законная парковочная полоса, да ещё и с профессиональным ливневым стоком, что гарантирует не только парковку, но и всю площадь от грязи и луж.
Более того, компания готова частично брать на себя в дальнейшем ещё и расходы по поддержанию чистоты на этой территории. Чего не скажешь, кстати, о ветеранах. Их степень вовлечённости и готовности поддерживать порядок на локации, которую в своё время практически отвоевали как мемориал и тот самый «уютный уголок».
Так стоит ли распространять такой «уют» на всю площадь между ТРЦ и бывшим КЭЗом? Что победит – разум или скрепы? Во многом, зависит от нас с вами. Если есть идеи, пишите в комментариях паблика ВК.
P.S. О коментах. Настоятельно рекомендуем высказываться именно в пабликах. Не хотелось бы вступать в полемику с разнообразными «анонами», которым возможность оскорбительных и деструктивных выпадов важнее самой дискуссии. Тем, кому действительно есть, что сказать, как правило не прячутся за левыми никами.
Фотограф Дмитрий Кулешов
Ещё фото в паблике GK в ВК: