Больше половины – 52% – россиян время от времени отправляют купленную одежду обратно продавцу. Такие данные опубликовал сервис электронных платежей ЮMoney весной текущего года. Чаще всего «досрочную отставку» оформляют для одежды, не подошедшей по размеру (44%), плохого качества или с браком (33%).
В этом выпуске проекта «Терапия стилем с Викторией Песко» разберёмся, по каким ещё причинам ожидания от интернет-шоппинга могут не совпасть с реальностью и как удачно прогуляться по маркетплейсам, обходя откровенный хлам и одежные консервы с истекшим сроком годности.
Читайте новости и статьи в нашем ТГ-канале GorodKovrov. Подписывайтесь!
– Виктория, ты в Коврове едва ли не самый рьяный амбассадор индпошива. И при этом регулярно делаешь покупки в маркетплейсах. Что полезного ты там можешь найти?!
– Я хожу туда за шоппинг-терапией. Когда очень хочется чего-то новенького, но бюджетно, потому что деньги могут быть на ветер.
– Я это состояние называю «не знаю, то ли пошопиться, то ли пож.питься…»
– Можно и так сказать. Личный пример: весной и летом наше ателье загружено работой на максимум – свадьбы, выпускные, школьная форма… Сшить себе новое платье практически некогда, а хочется. Вот тогда и добро пожаловать в интернет.
– Какой онлайн-маркет ты предпочитаешь?
– Я пользуюсь всеми основными: «Вайлдберриз», «Озон» и «Ламода». Назвала их по возрастающей в плане цен и в плане качества. На «Вайлдберриз» – огромнейший выбор, туда не вышел только ленивый. Но и качество – от барахла до люкса. Условия на «Озон» гораздо дороже. Зайти туда могут те, кто уже реально уверен в своём товаре. И там очень много крупных селлеров типа «Золы» или «Кари». Причём часто они предлагают скидки и другие покупательские «плюшки» гораздо вкуснее, чем на собственных сайтах или в магазинах.
Ну, а «Ламода» – это уже на кошелёк заметно потуже. Но это своего рода гарантия от разочарований при онлайн-шоппинге. Потому что обязательства для продавцов там такие драконовские, что шьющий на коленке вряд ли туда сунется.
На Виктории: платок от “Орифлейм” (2 года назад куплен за 700 рублей), очки от “Али Экспресс” (куплены 4 года назад за 170 рублей) и плащ, сшитый в ателье (сейчас такой обойдётся в 15000 рублей).
– Я правильно поняла, что можно, уповая на качество, выбрать товар на «Ламоде», а потом поискать его подешевле на ВБ?
– Да. Поиск по картинке вам в помощь.
– А зачем тогда вообще ходить на «Ламоду»? Что купить лучше именно там?
– Базовый гардероб, потому что он обязан быть бескомпромиссно качественным. Или оригинальные вещи брендов, от которых вы фанатеете. И, кстати, если вы подписаны на каких-то известных стилистов, то у них часто бывают персональные промокоды именно на «Ламоду».
– Посмотрела статистику маркетплейсов за октябрь. «Вайлдберриз» ожидаемо лидирует. Его доля на рынке – 47 процентов. Поэтому давай поговорим, как покупать там, чтобы если уж не избежать, то хотя бы сократить число личных модных провалов.
– Механизм рабочий и для «Озона». Допустим, мне нужно платье в пол. Значит, я задам в поисковике запрос «платье в пол» или «платье макси». Сделаю сортировку от низкой цены к высокой. И буду вытаскивать варианты с рейтингом не ниже «4.7». Но с количеством покупок не меньше трёхсот. Дело в том, что, когда селлер заходит в онлайн-продажи, он может использовать частичный самовыкуп, чтобы толкнуть эти самые продажи. Поэтому если я вижу высокий рейтинг при 10-20 покупках, то вряд ли буду брать в расчёт такие товары. Если видно, что рейтинг у товара не липовый, то захожу в отзывы и смотрю реальные фотографии из примерочных. И обязательно читаю негативные отзывы, чтобы понять, что реально не так: крой ужасный или просто пуговички не перламутровые.
По прогнозам аналитического агентства Data Insight, в текущем году число продавцов на Wildberries и Ozon достигнет 700 тысяч.
– Героиня нашей предыдущей публикации одним из самых частых разочарований от онлайн-шоппинга назвала несоответствие ткани на картинке и ткани в реальности. Думаешь, что плотная, а приходит – «марля». Или ждёшь обещанную «натуралку», а получаешь низкопробную синтетику. Как себя обезопасить на этапе выбора?
– Читать состав. Для уже упомянутых лёгких платьев я выбираю вискозу или хлопок. Сразу ограничиваю поиск этими вариантами. И дальше та же самая схема: дешёвые, с максимальным рейтингом, с большим количеством покупок… Можно и на фото внимательно посмотреть – конкретно на драпировки. Плотный материал лежит крупными перекатами, тонкий – мелкими. Хотя, конечно, мастерство фотографа никто не отменял. Кстати, если на фото из примерочных видно, что изделие сильно мятое, есть опасение, что оно у селлера очень долго лежало на складе. Есть такие, которых до сих пор продают вещи, законсервированные с 90-х годов.
35% пользователей маркетплейсов ориентируются при покупке на отзывы о товаре, 30% учитывают рекомендации друзей, 25% важна стоимость товара (источник: Data Insight).
– Поясни, это что за одежные консервы?
– Вещи или материалы, залежавшиеся у производителя со времён перепроизводства. Их консервируют, чтобы продать позже – мода, как мы знаем, циклична. Это нормальная практика для больших производств, при правильном хранении одежда способна выдержать до 20-30 лет консервации. Другое дело – что хранят не всегда корректно. У нас в ателье был момент, когда понесли для посадки по фигуре огромное количество мужских брюк, купленных на распродаже в магазине «Ос..н». И от них был такой запах залежалости, что сомнений не оставлял – сто лет в обед им. Так и оказалось – после стирок нитки стали расползаться, и те же брюк снова понесли, чтобы хоть как-то спасти ремонтом. Тем опасна необычайная дешевизна – ткань, может, уже сгнила, а вещь всё ещё пытаются «втюхать».
– Визуально это можно определить?
– Только вживую, когда получаешь товар. Как минимум полотно должно быть ровное, без полос, непрокрасов. Вспомните отрезы из бабушкиных сундуков и шифоньеров – они же лежат десятилетиями. И вроде бы как новые. Но если посмотреть на сгибы – там ткань часто светлее, она оббивается от долгого хранения.
– Как правильно мерить одежду из онлайн-маркета?
– Очевидно, что главное – чтобы она вам была по размеру. Нигде не должно ничего ни трещать, ни висеть. Если взяли два размера и не можете решить, какой предпочесть, возьмите чуть побольше. Лучше потом посадить чётко по фигуре, чем ходить в вещи в притирку.
А теперь – ключевой момент: если вещь нравится, но она сидит не совсем по вам, задайте себе вопрос: «Я готова вложить в неё минимум ещё столько же, сколько уже заплатила?» Если нет – не берите. Пример: девушка купила пиджак за 5 тысяч, пришла в ателье по поводу «маленького залома» на спине в области талии. А на самом деле пиджак мал в бёдрах, и чтобы убрать дефект, нужно распороть всё изделие и перекроить всю спинку. Цена переделки соответствующая.
Кстати, вот вам лайфках для пиджака, жакета или верхней одежды: между ними в застёгнутом виде и следующим слоем одежды должно быть минимум 2 сантиметра свободы. Иначе получите тот самый залом на пояснице или «гусеницу» по всей спине.
На Виктории – сшитые в ателье жакет из искусственной замши (такой обойдётся в 18000 рублей) и топ из шёлка (2500 рублей). Плиссированная юбка из салмы куплена на “Вайлдберриз” за 1760 рублей.
– Каковы самые частые «косяки» готовой одежды, которые нужно целенаправленно отследить на себе в примерочной?
– Отходящие шлицы, заломы в любом направлении на рукавах, торчащие уголки пиджака, воротников, лацканов, стянутые швы. Это брак в чистом виде. С этим либо лучше вообще не иметь дело, либо быть готовым заплатить вторую цену за переделку. Если вещь идеальна, но чуть в бёдрах широковата или в плечах великовата, тогда да, всё поправимо, можно брать.
– А что выгодно купить в маркетплейсах прямо сейчас?
– Весенне-летний гардероб на следующий сезон. Те же платья из натуральных тканей.
– Но ведь они могут стать немодными?
– Есть неустаревающие модели. Платье-рубашка или с вырезом «кармен», сарафан на тонких лямках будут актуальны всегда.
Вывод: шопиться в маркетплейсах – это нормальная стратегия!
Но, чтобы избежать разочарований и незапланированных трат на переделку готовой вещи, нужно подходить к процессу выбора и примерки по-самурайски: с верностью, справедливостью и мужеством. Не предавая особенности своей фигуры. Объективно оценивая цену и качество товара. И решительно отметая то, что глазу вроде и мило, а по факту – сгнило.
На Виктории: ботильоны, купленные на "Вайлдберриз" (2790 рублей). Сумка тоже куплена на WB в 2020 году (2400 рублей).
В следующем публикации поговорим о том, чем руководствуются люди, принципиально предпочитающие шить себе одежду, а не покупать её. Спойлер: вы удивитесь, но и из-за финансовых соображений тоже.
Фото и видео предоставлено Викторией Песко