Опуская все прелюдии, мне скорее хочется поделиться с вами шикарным интервью с Дарьей Затеевой, актрисой театра и кино, которая родилась и училась в Коврове.
Читайте новости и статьи в нашем ТГ-канале GorodKovrov. Подписывайтесь!
В 2016 году наши пути с Дарьей разошлись: она уехала в Москву, я в Нижний. Связь не теряли, но и не созванивались постоянно. Я с каждым годом всё больше вязла в рутине обучения, а Даша всё чаще делилась яркими снимками из ее театральной жизни.
Теперь мы выросли. Появились взрослые обязанности, заботы. У меня-то они более мирские, банальные, а вот у человека искусства, у Даши – нет. Поэтому я решила узнать в мельчайших подробностях, как прошли последние 5 лет у Даши с момента ее переезда из Коврова и по сей день. Начали мы наш долгий, но такой душевный и красивый разговор с того самого 2016 года.
GK: Как пришла идея поступать в театральный институт? Как готовилась? Как прошли вступительные?
— Это самый популярный вопрос, который задают людям нашей профессии. И он же является самым нелюбимым, потому что какого-то особого ответа на него не существует. Я просто решила стать актрисой. Это было такое же лёгкое решение, как и сделать глоток воды. Внутри появилась естественная потребность в таком шаге: только так и никак иначе.
Готовилась к поступлению я самостоятельно, интуитивно. Искала чтецкий материал, выбирала то, что откликается мне, что кажется важным, интересным… Потом уже сама репетировала, читала, прогоняла, основываясь на своих чувствах, эмоциях.
И на самом-то деле, приоткрывая завесу тайны, хочу сказать: приёмная комиссия не ждёт увидеть перед собой готовых артистов. Цель обучения в институте – это стать артистом. Многие мастера ищут ещё не сформировавшихся личностей, чтобы обучить их и взрастить профессиональных актёров. Им не интересно смотреть на то, как тебя кто-то чему-то научил, им интересно смотреть на тебя как на личность: как ты говоришь, о чём думаешь. Именно это ценится в нашей профессии: внутренняя составляющая, не внешняя.
Вы можете в интернете прочитать миллион историй о вступительных экзаменах. Например, приходит человек, а его просят показать пыль. Ну как это сделать? На это «как» и будут смотреть, на тот процесс, который с тобой происходит в момент выполнения, на твою смелость, находчивость, уникальное воплощение сценической задачи и желание работать. В таких чрезвычайных ситуациях желание всегда побеждает страх.
Наверное, если бы меня кто-то готовил, я бы чувствовала себя увереннее. Хотя не знаю, можно ли чувствовать себя уверенно, когда конкурс тысяча человек на место, а вокруг тебя столько крутых, интересных, способных людей. Могу сказать одно, если ты чувствуешь и знаешь, что именно там твоё место, ты так или иначе на нём окажешься.
Я поступала в пять главных театральных вузов Москвы, один из них – ВТУ им. Щепкина. Когда проходила первый тур, я что-то прочитала, после чего поймала на себе недовольные взгляды. Дальше слышу: «Подвигайтесь!». А у меня ни танца подготовленного, ни песни нет, музыки не слышно. И я, зажмурившись, начинаю петь песню «Валенки», забывая 70% песни, и танцую словно в последний раз. После этого вышла к маме и сказала, что меня туда после такого точно не возьмут. Но в итоге меня взяли.
GK: Как проходили годы обучения?
— Учёба проходила интересно, но не без специфических сложностей. Мы приходили к 9 утра, а уходили, в лучшем случае, в 11 вечера. Дело-то даже не сколько в самом обучении, а именно в профессии: она забирает почти все твои ресурсы, формирует твою жизнь. Быть актёром – это значит иметь определенный круг людей, интересов, привычек, взглядов…
Человек сначала учиться ползать, потом старается как-то вставать, порой падает, ушибается и только потом делает первые шаги, которые с каждым днём становятся всё увереннее. Так же проходило и наше обучение. За каждым спектаклем, который видит зритель, стоит сложный процесс создания нейронных нитей: сначала у себя в голове, потом между тобой и партнёром и только после этого между тобой и зрителем.
Сложность в том, что наше обучение — это бесконечный «поиск» внутренний и внешний. Нам всегда говорили: «Нашей профессии нельзя научить, можно научиться». И мы учились: сами задавали вопросы, искали (конечно, не без помощи педагогов), ошибались и снова искали. Часто маленькая ошибка казалась трагедией. Когда всё валится из рук, ничего не получается, возникает безумное желание уйти из профессии. Но тут в противовес этому выступает твоё упорство, сила духа, твой характер.
GK: Быть с одними и теми же людьми на протяжении такого длительного времени рядом – это удивительно и сложно. Общаетесь ли вы сейчас между собой после окончания обучения?
— Институт подарил мне огромное количество прекрасных людей. Творческие люди – действительно особенные, очень интересные, поверьте.
Я убеждена, что настоящий артист, художник или музыкант – это настоящий человек. На нашем курсе собрались настоящие люди, люди с большой буквы.
Когда нас набирали, нам было по 16-18 лет: мы были глупы и ничего еще не знали, и не умели. Но несмотря на это, в нас умудрились разглядеть честность, искренность и человечность. Со многими мы до сих пор общаемся, помогаем друг другу, поддерживаем, когда кто-то получил отказ, и радуемся, когда одного из нас утверждают.
GK: А что на счёт конкуренции внутри той самой творческой семьи? Вы же все актёры, все стремитесь показать себя, занять своё место в этой сфере… Наверное…
— Конкуренция – да, она есть. А вот подлость, как последствие, продолжение, как вытекающее из конкуренции – нет. Это, наверное, еще одна характеристика той категории людей с большой буквы, про которую я говорила.
Нас, актёров, к сожалению или к счастью, очень много. Очень много классных, дипломированных специалистов, но мы их не узнаём в кино, театре: мы знаем 20-30 имён. А ведь их десятки, сотни тысяч! Конечно, в таких условиях конкуренции есть место быть.
Но даже в таких условиях нужно оставаться человеком.
GK: Ну и самый важный вопрос: «А что сейчас?». Как сейчас строится твоя карьера? Где играешь?
— Я недавно закончила институт. Наверное, сейчас один из самых сложных периодов в жизни творческого человека: я вышла в свободное плаванье. Ответственность за мой талант, за мои способности лежат исключительно на моих плечах.
Я считаю, что сейчас самое важное для меня – это делать то, что мне нравится, то что я люблю. Ведь это делает меня счастливой.
На данный момент играю в Московском драматическом театре «Сфера» со своими однокурсниками, поэтому процесс адаптации проходит достаточно легко, ведь моя семья рядом. Репетирую спектакль по инсценировке романа «Дориан Грей», думаю, будет очень интересно.
Параллельно начинаю потихоньку сниматься в кинокартинах, раньше не могла позволить столько времени уделить именно работе, потому что обучение было моим приоритетом. В скором времени я и мои коллеги ожидаем выпуск полнометражного проекта «Честный развод» с моим участием.
GK: Самый интересный вопрос для читателей – достойная ли оплата твоего труда? Или актёр сыт самим творчеством?
— Вот эта установка о том, что работа приносит ИЛИ деньги, ИЛИ удовольствие, на мой взгляд, устарела. Мы сейчас живем в такое время, когда дело, которое тебе приносит удовольствие, можно монетизировать.
Конечно, в эту профессию идут люди, прежде всего, реализовать свой творческий потенциал. Но при этом каждый труд должен достойно оплачиваться. Человек отдаёт огромное количество сил и времени, чтобы стать профессионалом, — нельзя это обесценивать.
Скажем так: сейчас мой доход меня устраивает. Я выбираю для себя то, что соотносится с моими способностями, умениями, интересами. Мой доход пропорционален уровню моего профессионализма. Буду профессионально расти – доход будет увеличиваться.
При этом я могу принять участие в каком-нибудь проекте только из-за его идеи. Если она мне творчески интересна, то я всегда готова работать. Кстати, очень часто какие-то крутые проекты рождаются на таком голом энтузиазме, без какой-либо финансовой поддержки извне.
GK: Если кого-то из нашего города интересует путь актёра, и он думает поступать в театральный институт, то может ли он к тебе обратится?
— Я стараюсь максимально делиться опытом со всеми. Я знаю, что у многих нет никаких источников получения этой информации о сфере творчества, искусства. Когда-то и у меня не было.
Надеюсь, что какие-то мои мысли, какие-то освещенные аспекты моей жизни помогут другим пройти определенный жизненный этап легче, спокойнее, компфортнее. Поэтому я активно веду свой Insta.
С позволения Даши я делюсь ее аккаунтом в Instagram.
GK: Ну и напоследок, может быть, ты хочешь дать какой-нибудь совет нашим читателям или поделиться своими взглядами на жизнь?
— Да, конечно. Я сама придерживаюсь взгляда и советую другим смотреть на жизнь так, как точно описал в своём стихотворении Высоцкий:
Для остановки нет причин —
Иду, скользя,
И в мире нет таких вершин,
Что взять нельзя.
Если вы чего-то по истине желаете, то найдутся и возможности, и ресурсы, и необходимая информация. Всё получится.
Это одно из самых интересных интервью в моей жизни, потому что пропитано оно самыми лучшими человеческими чувствами и эмоциями. Искренне благодарю Дашу за такие честные, полные ответы на мои вопросы и жду выход кинокартины с её участием.