Давно хотела выяснить, что такое гастроли «звёзд» эстрады. Сравнить, насколько всё соответствует книжкам Трахтенберга. Возможность представилась на недавнем концерте «Дискач 90-х» в ДКиТ «Родина». Пригласили организаторы – Александр Михнюк и Михаил Засалин. Они же – агентство «Арт-Эксклюзив».
Гидом по закулисью стал Михаил. Он предложил приехать в «Родину» пораньше:
Читайте новости и статьи в нашем ТГ-канале GorodKovrov. Подписывайтесь!
Концерт начнётся в семь. А с четырёх саундчек. Снимать там будет нельзя, но если подъедешь примерно за час до концерта…
Запрет на съёмку, как выяснилось, не был связан с тем, что на сцене монтировали какое-то секретное оборудование. Просто артистки были ещё не накрашены. Кстати, готовить к сцене звёзд 90-х пригласили визажистку из Коврова. С певицами познакомилась позднее, вначале говорили с Михаилом:
…В организации концертов я всего полгода, меня позвал Александр. До этого я работал в сфере досуга и в принципе знал, что такое драйв от массового мероприятия. Но организация гастролей – это драйв особенный, меня зацепило…
Мы с Михаилом перемещались за сценой. Он осматривал аппаратуру, проверял какие-то провода, и на ходу рассказывал:
Мне нравится общаться, быть локомотивом какой-то движухи. Звонить, договариваться… Преодолевать какие-то мелкие неурядицы, которые ещё более обостряют ощущение драйва. В общем, меня это всё очень заводит!
Его рассуждения прервал очередной звонок. Надо было встречать трасфер с одной из «звёзд». Михаил сорвался. Но не оставил меня скучать в одиночестве:
Смотри, это гримёрка одного из артистов, можешь с ним пока пообщаться, потом продолжим разговор…
Он втолкнул меня в одну из комнат в коридоре рядом со сценой и исчез. В гримёрке никого не было. Судя по висевшему на вешалке фраку, здесь к выступлению готовился мужчина. Стало немного неловко, вернулась в коридор и буквально столкнулась с хозяином гримёрки. Это был солист группы «Револьверс» Алексей Елистратов. Вокалист ничуть не обиделся и не смутился. Со смехом спросил:
Интересовались райдером? Как видите, очень нехитрый.
Из нехитрого успела заметить вискарь и фрукты. Выпивать с солистом мы не стали, а прошли в зал. Алексей держался непринуждённо, говорил немного пафосно – артист:
Я работаю от души! Моя профессия – это всё для меня! Ведь фактически выступаю с 12 лет. Музыкальная школа, эстрадно-цирковое училище, академия театрального искусства. Я готовил себя к сцене, и моя профессия – это всё для меня. Для меня встреча со зрителем – это встреча с близкими и родными любимыми людьми.
Алексей из зала, прищурившись, оценивал будущую площадку. Было заметно, что ему поскорее хочется начать выступление. Узнала от него, что это первая крупная гастроль по стране после длительной пандемической паузы:
Это великолепно – общаться с людьми не по видеосвязи, а вживую! Уже состоялись концерты во Владивостоке, Екатеринбурге, Кирове и вот – Ковров. Думаю, что запомню все эти города именно потому, что первая после паузы гастроль.
По словам Алексея, гастроли для него – это серьёзная история:
Осуждаю артистов, которые относятся к гастрольным концертам как к некоему чёсу. Давно прошли времена, когда трендом было говорить что-то типа: «Я устал от гастролей». Даже во времена, когда собирались стадионы, даже тогда говорить об усталости, на мой взгляд, было бы неприлично! Это наши встречи со зрителем!
Есть ли песни из 90-х, которые морально устарели, и есть ли те, которые прошли проверку временем? Алексей Елистратов ответил так:
«Не уходи» и «Целуешь меня» – это мои любимые песни. И они же прошли проверку временем. Что касается устаревших песен, могу теперь уже, после десятилетий на сцене, говорить о том, что если ты изначально разборчиво подходишь к репертуару, песни почти всегда проходят проверку временем.
Всё-таки спросила про райдер. Артист среагировал эмоционально:
О, это всё такая хрень! Нормальному исполнителю надо о техническом райдере думать больше. О правильном звуке и свете, а не о шампанском и розах. Наша задача на гастролях – достойно выйти, спеть, станцевать так, чтобы зритель остался доволен. Это действительно важно. Об этом надо думать, а не о том, какую машину подадут.
Меж тем, машину к ДКиТ как раз подали. Приехала солистка группы «Краски» Оксана Ковалевская.
Пообщаться с ней не получилось. Стеной встал её продюсер. У артистки в райдере как раз было прописано, что на гастролях она не общается с прессой. Закон суров, как говориться. В битву с продюсером решила не вступать, к тому же он любезно согласился снять на свой смартфон меня и организатора гастролей Александра Михнюка в компании с подопечной звездой.
Впрочем, после концерта продюсер смягчился, такие фото позволил сделать ещё нескольким работникам ДКиТ и даже зрителям, которые выстроились в очередь к гримёрке звезды за автографами.
Из скоротечного общения с Оксаной впечатление она произвела позитивное. Ну, не положено ей давать интервью на гастролях, что тут поделаешь… Вот, участницы группы «Стрелки» общались без проблем. Видимо, райдер позволяет.
Девушки делились:
Наша группа существует уже 25 лет. Состав менялся, но по большей части менялись бэк-вокалисты и подтанцовка. А мы продолжали выступать вместе. И сегодня, после стольких лет, признаём, что наш зритель – 30+. Молодёжь на наши концерты, возможно, тоже пойдёт, за «мамиными песнями». Убедились, что такое понятие есть. Приходят дети тех, чья молодость пришлась на период пика популярности эстрады в 90-х…
У «Стрелок» так же, как и у Алексея спросила, нет ли проблемы устаревшего репертуара. И девушки ответили иначе, чем солист «Револьверс»:
Да, такая проблема действительно существует. Главным образом, это связано с содержанием текстов. Некоторые песни утратили актуальность просто потому, что петь о чувствах юной девочки взрослой женщине неуместно. Мы не косим под молодух, мы такие, какие есть. Но «Вечеринку лучших друзей» или «Ты бросил меня» можно петь в любом возрасте, поэтому, можно сказать, что они прошли проверку временем.
Тексты, из которых артист может «вырасти» – это один аспект. Но есть ещё и понятие морально устаревших мелодий. Сегодня актуальны ритмы и аранжировка, которые существенно отличаются от «Дискача». Спросила, как звёзды 90-х относятся к саунду XXI века. Оказалось, что неплохо относятся:
С удовольствием слушаем. Сейчас появилось много интересных вокалистов. Жаль, что почти нет артистов-личностей. Много талантливых и качественных исполнителей, которые как бы в тренде. Но быть в тренде, это ещё и быть как все. Их много и они все друг на друга похожи. Индивидуальности и своего месседжа нет…
Свой месседж солистки группы «Стрелки» обозначили так:
Наш месседж – бешеная женская энергетика. Не «девочки-девочки», а девчонки из соседнего двора. С гитарой!
И это так. Не отношу себя к ценителям и любителям российской эстрады 90-х, но когда «Стрелки» вышли на сцену и «выстрелили» своей «Ты бросил…», поймала волну. И тут же поняла, что весь зал на этой волне уже давным-давно.
Это была реальная дискотека. Народ валил вплотную к сцене, даже некоторые поднимались на сцену. И артисты не возражали. Тот же Елистратов, организовал из фанаток самую настоящую подтанцовку.
У «Стрелок», кстати, подтанцовка была профессиональная и тоже ковровская. Организаторы гастроли пригласили нашу группу «Грация». И девчонки смотрелись на сцене более, чем достойно – и пластика, и костюмы были на уровне.
…Я обнаружила себя возле рампы, пытающейся подпевать и подтанцовывать, когда из «диско-транса» вывел Михаил Засалин. Он урегулировал все оргвопросы и был готов продолжить наш разговор. Спросила, удалось ли утрясти вопрос с автомобилями для артистов и встретить всех:
Конечно, всё решается. Слышал, что с «Красками» не получилось поговорить? Ну, тут ничего не поделать – райдер. На самом деле, райдер – хорошая штука. Лучше заранее оговорить «правила игры». Самая некомфортная ситуация, думаю, как раз, когда артист изначально в райдере почти никаких пожеланий не формулирует, принимающая сторона думает, что человеку ничего специального не нужно, но по факту начинает выясняться, что оказывается надо либо гримёрку с видом на море, либо ананасы свежего урожая, или ещё что-то несуразное. Ну, дальше просто выводы надо делать, работать с таким артистом или нет, стоит оно того или нет…
Концерт подходил к завершению, мы с Михаилом стояли за кулисами сцены и видели искрящий зал. Искрило в прямом и переносном смысле – фонарики смартфонов, горящие глаза, незримая энергетика… Но с учётом общения с организатором и артистами, уже понимала, что хаос только кажется хаосом. В действительности здесь всё подчинено строгим законам, всё будет так, как должно. Сейчас завершится песня, будет интерактив, потом артист уйдёт за кулисы, а зрители потянутся к выходу.
Михаил рассуждал:
На гастролях самое ценное, на мой взгляд, это дисциплина – чёткая, жесткая, почти армейская. Как бы странно это не прозвучало, но творческая атмосфера именно на жёстких принципах и держится. Самое раскованное шоу, которое вроде бы со стороны кажется абсолютным экспромтом, в действительности – проработка и чёткий тайминг. Всё как положено и всё вовремя. Только так.
…Думаю, что у Александра и Михаила отличные перспективы дальнейшей гастрольной деятельности. Мы ещё о них услышим. Ближайшие концерты запланированы во Владимире, а для Коврова агентство «Арт-Эксклюзив» приготовила кое-что жаркое. Подготовка уже началась!
Фотограф Дмитрий Кулешов, ещё фото в ВК-паблике GK