Спектакль «Пощёчина общественному вкусу» – футуристический спектакль молодого ковровского режиссёра Даниила Анисимова. Постановка прошла на днях на сцене ДКиТ «Родина».
Литературная основа – творчество поэтов серебряного века.
Творчество Владимира Маяковского – хлёсткие стихи и яркие «Окна Роста» регулярно вдохновляют создателей рекламных роликов. Он-то и стал главным героем постановки. А сюжет – режиссёрская версия, как три молодых поэта-новатора (Маяковский, Хлебников и Бурлюк). Сидя в арт-кафе, литераторы создают свой знаменитый манифест. Тот самый, в котором предлагалось «бросить непонятного Пушкина … и проч. с парохода современности».
Читайте новости и статьи в нашем ТГ-канале GorodKovrov. Подписывайтесь!
Прошло сто лет со времени российского декаданса. По иронии судьбы в зале на спектакле школьники, которые пришли по «Пушкинской карте».
Постановка построена на выдержках из стихотворений трёх поэтов. Ломанные строчки футуристов по большей части непривычны, незнакомы. Но некоторые цитаты напоминают о школьной программе. Ломанным и пунктирным был и сам сюжет. При этом события на сцене были динамичными и яркими. 40-минутная постановка прошла на одном дыхании, было интересно.
Футуристы – 100 лет спустя.
Футуристическую атмосферу артистам удалось передать через яркие провокативные реплики в зал. Да и сценические образы были провокацией. Яркие костюмы, вызывающий грим. Это даже вызывало определённое замешательство. По ходу спектакля приходило понимание, действо обретало логику.
«Пощечина общественному вкусу» – это вначале сборник стихотворений. А потом их “тизер” – краткое изложение того, что троица новаторов-футуристов хотела сказать миру. В мемуарах отмечают, что и стихи, и манифест поэты породили за один вечер. Сочиняли культовом питерском кафе “Подвал бродячей собаки”, интерьер которой и попытались воссоздать на сцене “Родины”.
Шелест бумаги, творческие метания и стуки руками по столу. Все превратилось в мелодию, а темп ударов подхватили зрители. Несколько секунд во всем зале слышались удары «в поддержку поэтов».
Манифест как отрицание
…Спектакль, как уже сказано, длился не более 40 минут. И за это время – вся гамма эмоций. От гнева и тяжести старых догм до необходимости новых течений, традиций, мотивы любви, куда без нее. И, конечно, цитирование футуристов, стихотворные строчки, сплетённые в диалоги. Чувственно и до мурашек.
Артисты читали лирику поэтов, роли, которые они исполняли, чаще всего в небольших монологах. Но даже диалоги между актерами на сцене строились исключительно в стихотворной форме.
Все это придавало определенный антураж и не давало зрителю потерять темп повествования. Небольшим отступлением стало вокальное отступление от Марии Кушнировой. Девушка исполнила песню на стихи Вертинского Кокаинетка.
Завораживающие и эмоциональные отыгрыши актеров, полностью передали все эмоции, чувства и мысли произведений. Стихи поглощали настолько, что даже не заметила, что сижу, боясь пошевелиться, а все лишь бы не пропустить даже слово.
Постановка была призвана показать, как жили поэты, что писали, а главное, как они мыслили. И какой след оставили в истории литературы. Их стихи до сих пор притягательны. И актерам это прекрасно удалось передать.
Фотограф Лилия Шанина