Наряды цариц, певиц и кинозвёзд на выставке «История моды в куклах»

Татьяна Горянина

В историко-мемориальном музее уже вторую неделю работает любопытная выставка – «История моды в куклах». 60 кукол, каждая из которых является ценностью и если не уникальна, то является очень редким экземпляром.

Владелица «кукольного царства» – коллекционер из Орла Наталья Алешина. И по её утверждению в её родном городе музей кукол едва ли не самая главная достопримечательность.

Читайте новости и статьи в нашем ТГ-канале GorodKovrovПодписывайтесь!

Музей кукол Натальи Алешиной – это более тысячи экспонатов. Коллекционер регулярно формирует небольшие собрания экспонатов и организует выездные выставки. В основном, в мегаполисам. Но Коврову повезло – куклы из Орла у нас уже второй раз.

Три года назад ковровчанам показывали “кукол из сказок” – в образах сказочных персонажей. На этот раз предлагается осмотреть кукол, одетых в точные копии нарядов различных эпох и стран. Выглядит коллекция очень эффектно, мы убедились в этом на днях.

Нашим гидом по выставке стала специалист по экспозиционной и выставочной деятельности Анна Пичугина.

Она рассказывала:

  • «История кукол неразрывно связана с историей моды. Первые упоминания о куклах – «модных дамах» относятся к позднему Средневековью. Такие куклы выступали носителями и законодателями мод, прежде чем стали издаваться модные журналы».

История моды на кукол, началась  во Франции, законодательницей моды, в то время, была именно она. Придворные королевы: герцогини, графини и в том числе сама королева, любили изысканно и модно одеваться.

В то время не было подиумных показов мод, где можно было выбрать и купить модную брендовую одежду. Поэтому модницы того времени, собирались в салонах-ателье и обсуждали модные тенденции на предстоящий сезон. Портные показывали  эскизы модных платьев, чтобы можно было разглядеть детали будущего заказа, а также  предлагали ткани и аксессуары.

Вместо модных журналов, будущим клиентам, присылали кукол в платьях, соответствующих модному направлению. Куклы в первую очередь появились для того, чтобы продемонстрировать предлагаемую одежду и узнать о ней спрос.

На куклах можно было детально рассмотреть, что из себя будет представлять  будущем платье и из какой ткани оно будет выполнено. Уточнялись все моменты, оборки, рюши, кружево, складки, банты и другая отделка. Работа по-настоящему была ювелирной, так как все детали изготовлялись в миниатюре. Требовалось представить куклу публики в лучшем виде, чтобы заинтересовать знатных дам  и впоследствии сделать заказ.

Коллекция, которую привезли в Ковров – это куклы современные, изготовленные в XX-XXI веках. Многие по силуэтам очень похожи на кукол Барби и Твигги. Кстати, именно кукла Твигги – миниатюрная копия культовой актрисы – есть в числе экспонируемых.

Современные куклы, изящны и безупречны. Но в исторических платьях они выглядят еще прекраснее. Появляется уникальная возможность заглянуть в прошлое и узнать: в чем же ездили на бал знатные особы, какая мода была актуальна  в то время,  как она изменилась и какие детали в одежде сохранились до наших дней. 

Анна Пичугина рассказала о производителях кукол и их нарядов:

  • «Все куклы изготовлены американскими компаниями Роберта Тоннера и Франклина Минта. Роберт Тоннер – лидирующей кутюрье в кукольной промышленности, «один из самых влиятельных создателей кукол всех времён». Не менее статусными являются и куклы от Минта». 

Роберт Тоннер, кстати говоря, являясь кутюрье, в какой-то момент увлёкся изготовлением миниатюрных копия своих моделей на показах мод. Его куклы-манекенщицы имели такой успех, что их изготовление стало для Тоннера отдельным бизнес-направлением.

Что касается нарядов, то Анна Пичугина обратила внимание на группы кукол, объединённых понятием “дежавю”. Куклы с одинаковыми чертами лица, но разным цветом кожи, глаз и волос в одежде разных эпох.

Словно одна и та же “леди” воплощается то как древняя египтянка, то как скандинавская дива, то как фрейлина при дворе Марии-Антуанетты. Осматривая кукол как раз и возникает это ощущение: где-то я её уже видела.

Наряды большинства кукол изготовлены всё теми же Тоннером и Минтом. Но есть несколько образов, которые созданы российскими хэндмейдерами по заказу владелицы коллекции. Разобраться, кто в чём, можно из аннотаций, которые сопровождают каждую из кукол.

Конечно же, спросили у Анны Пичугиной о стоимости коллекционных кукол:

  • «Сама задавала этот вопрос владелице коллекции Наталье Алёшиной. Но она уходила от ответа, говорила, что для коллекционера такой вопрос является некорректным. Но если посмотреть в открытых источниках, то “дешевыми” считаются коллекционные куклы, которых продают на маркет-плейсах. Те же Тоннер и Минт выпускают лимитированные серии – от 100 до 500 кукол. Их стоимость от 100 тысяч рублей. Но есть и экземпляры уникальные, которые выставляются и приобретаются на аукционах. И там стоимость – тысячи долларов».

Цену коллекционной куклы определяет размер лимитированной серии (чем меньше кукол в серии, тем они дороже). Ценность может представлять костюм – украшения могут быть из натуральных драгоценных камней, а ткани могут быть очень дорогими, а также стоимость определяет создатель платья (если это известный кутюрье). Могут быть и какие-то индивидуальные особенности. Например, кукла какое-то время принадлежала кому-то очень известному.

Так или иначе, эти куклы – не игрушки, а произведения искусства.

Как уже сказано в начале текста, коллекция очень интересная и эффектная. Советуем осмотреть её, благо впереди длинные выходные, а музей все четыре дня будет работать.

Фото: Дмитрий Кулешов

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Предыдущий пост

В Коврове по нацпроекту благоустроят четыре территории

Следующий пост

Фестиваль движение снова в Коврове! Автовыставка, ДРИФТ-cоревнования и мотофристайл

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: