В историко-мемориальном музее Коврова очередная сенсация. По-другому не назовёшь выставку уникальных гравюр двух великих испанцев. Кровь и песок объединили работы Франсиско Гойи и Пабло Пикассо. Кстати, выставка именно так и называется – «Песок и кровь».
Гравюры доступны к просмотру для ковровчан и гостей нашего города с 22 февраля. Открытия выставки как такового не было, но мы побывали в музее в первый же день. Специалист по экспозиционной и выставочной деятельности Анна Пичугина любезно согласилась провести для нас индивидуальную экскурсию.
Читайте новости и статьи в нашем ТГ-канале GorodKovrov. Подписывайтесь!
По мнению сотрудников музея, ковровчане должны уже привыкнуть к тому, что партнёрство с организацией художественных выставок «Артгит» – это уникальная возможность, не покидая малой родины приобщиться к великому искусству. Те, для кого подобные экспозиции представляют ценность и вызывают интерес, событие не пропустят.
Коллекция гравюр Пикассо и Гойи – это четвёртая по счёту выставка в рамках цикла. В Коврове побывали коллекции «Шедевры Гюстава Доре», «Взгляд» (работы Анри Матисса) и «Блюз над Парижем» (Ренуар, Пикассо, Массон). И вот – «Песок и кровь». О чём это?..
Все гравюры выставки посвящены традиционному испанскому зрелищу. В релизе, подготовленном составителями выставки, дан краткий экскурс:
«Коррида всегда притягивала к себе внимание не только зрителей, но и писателей, композиторов, поэтов и художников. Свои произведения ей посвящали Лопес де Вега, Тирсо де Молина, Кальдерон, Проспер Мериме, Теофиль Готье, Гарсия Лорка, Эрнест Хемингуэй, Жорж Бизе».
В творчестве Франсиско Гойя и Пабло Пикассо изображения сцен корриды занимают особое место. Причём, каждый из мастеров раскрыл тему по-своему.
Работы Гойи – это предельная реалистичность. Каждая гравюра словно репортажное фото. Составители выставки образно описывают:
Гойя переносит зрителя непосредственно в гущу событий, заставляя стать свидетелем триумфа победы и величия поражения. Пикассо наслаждается поиском грациозности тореадоров и величественной стати быков, создавая собственный репертуар экспрессивных форм.
К теме корриды 60-детний мастер обратился в 1814-1816 годах. Серия офортов, впоследствии вошла в золотой фонд мирового изобразительно искусства под названием «Тавромахия». Тавромахией называли бой быков в античной Греции. Поэтому определение Испании как «родины корриды» следует относить к новейшей истории.
Примечательно, что большинство художников, изображая сцены корриды, использовали яркие краски – кроваво-красное. Гойя показал миру чёрно-белую корриду. Искусствоведы объясняют это стремлением привлечь внимание зрителя к динамике, игре мускул. Анатомическая точность изображённых на гравюрах животных и людей впечатляет.
Сейчас бы об увлечении художника сказали, что Гойя был “фанатом” корриды, водил знакомство с “топовыми” тореадорами. Их статус в те времена соответствовал статусу нынешних суперзвёзд шоу-бизнеса. Их имена были у всех на слуху. У некоторых гравюр в названиях эти имена фигурируют. Например, «Безумство Мартинчо на арене в Сарагосе» или «Смерть Пепе Ильо». В релизе выставки указано:
Будучи близко знакомым с целым рядом выдающихся тореадоров, хорошо видя и отчетливо осознавая оборотную сторону действа, Гойя сосредотачивает свое внимание на передаче жестокости, откровенности и драматичности зрелища. Его работы, демонстрируемые на выставке, сплетая воедино победителя и побежденного, преисполнены величественного напряжения развязки этого яркого и страстного, но все же пасадобля смерти.
Правде и точности Гойи словно бы противопоставлена креативная графика Пикассо. Соотношение количества работ в пользу последнего, и если серия Франсиско Гойи представляет собой цельный цикл, сюиту, то представленные на выставке гравюры Пабло Пикассо – это множество различных стилей.
Анна Пичугина, выступавшая гидом по выставке, не умаляя художественную ценность работ Гойи, личное предпочтение всё-таки отдавала Пикассо.
Явно, что творчество этого живописца ей ближе по духу. Анна Валерьевна рассказывала:
Пикассо начал писать в очень юном возрасте. Первая серьёзная работа маслом была им создана в восьмилетнем возрасте. И, кстати, картина называлась «Пикадор». То есть, один из участников корриды. Здесь нет этой работы. Но можно вспомнить высказывание художника: «Я могу рисовать как Рафаэль, но мне понадобится вся жизнь, чтобы научиться рисовать так, как рисует ребенок».
В релизе выставке о работах Пабло Пикассо сказано так:
«В этих работах Пикассо, значительная часть которых представлена на выставке, тема единоборства постепенно приобретает характер драматургии, а сам представленный трагически-праздничный ритуал игр с быком обретает глубокий философско-психологический смысл народной традиции. У Пикассо есть сто, тысяча точек зрения, чтобы увидеть корриду и передать ее напряжение зрителю. Он не только меняет точку наблюдения, но меняет свою технику, умножает аспекты шоу, придавая ему личную эмоцию, настолько же сильную и настолько же очевидную, заставляя быков, матадоров, пикадоров перебираться с арены на поверхность листа и застыть, как в скульптурных формах».
Экспонируемые на выставке более 130 офортов и литографий Франсиско Гойи и Пабло Пикассо раскрывают удивительный мир культа быка и корриды. Мира, где властвуют азарт и риск, свет и тени, эмоции и страсти, победа и поражение, погоня за жизнью и всегда остающиеся на арене песок и кровь…
…Завершая осмотр мы с Анной Пичугиной подошли к стенду, который, в принципе, следовало осмотреть в самом начале. Аксессуары, фото и афиши испанской корриды. Афиши производят сильное впечатление. Выполненные почти сотню лет назад, они не утратили яркости и привлекательности. Каждая из афиш выглядит не менее актуально, чем, скажем, рекламные баннеры, которые призывают на шоу в XXI веке.
Выставка очень стильная, целостная, интересная. Рекомендуем посетить её, гравюры будут экспонироваться до середины апреля.
Фото: Дмитрий Кулешов