Работы московского художника Сергея Андрияки в Коврове бывали не единожды. Пейзажист приезжал в наш город. Завязалась дружба с воспитанниками ковровской художественной школы.
На этот раз личного присутствия автора не предполагается. Более того, в музее сообщили, что вскоре часть работ будет отозвана. Сергей Андрияка готовит крупную выставку в Москве. Поэтому рекомендуем всем – идите и смотрите, пока ещё есть возможность. Художник, если кто-то не в курсе, топовый.
Читайте новости и статьи в нашем ТГ-канале GorodKovrov. Подписывайтесь!
Секрет уникальности
Чем обусловлена популярность живописца и в чём уникальность работ Сергея Андрияки? Об этом в беседе с галеристом ковровского музея Анной Пичугиной. Она любезно согласилась стать нашим гидом на выставке.
Это одна из самых крупных выставок Сергея Андрияки в Коврове. Сто работ, которые охватывают период в несколько десятилетий. Самая ранняя работа, представленная на выставке, датирована 1986 годом. А «свежие» акварели написаны буквально вот только что – на картинах значится 2020 год.
Однако говорить о 80-х прошлого века как о ранних работах художника неверно. Сергей Андрияка – мастер в почтенных летах. Он родился в Москве в 1958 году, а работать (в полном смысле этого слова) начал с раннего детства.
Своего рода «моцарт от живописи». Можно считать вполне зрелыми работы, которые были выполнены художником в возрасте… шести лет! Об этом можно узнать из многочисленных интернет-источников, о Сергее Андрияке написано предостаточно. Анна Валерьевна вспомнила рассказ самого художника, когда тот приезжал в Ковров презентовать свои работы:
Сергей Николаевич родился и вырос в Москве, а отец его преподавал в академии художеств. И по воспоминаниям Сергея Николаевича, нередко отец брал его с собой на пленэрные работы. Так, в возрасте 5-6 лет художник начал выполнять задания, которые обычно дают студентам академии…
Буквально: с чистого листа
Если пойдёте на выставку, не просто смотрите, а всматривайтесь. Ведь авторская манера Сергея Андрияки – это нечто совершенно особенное. Анна Пичугина рассказывала:
Сергей Андрияка примечателен традиционной акварелью, без белил. Обратите внимание на зимние пейзажи! Здесь особенно ярко проявляется мастерство. Все участки, на которых изображен снег – это нетронутая бумага. Далеко не каждому дано работать в подобной технике. Художник должен заранее определить, где какие участки листа бумаги оставлять пустыми, чтобы в дальнейшем белая бумага стала частью пейзажа…
По словам Анны Пичугиной, ковровские художники и ценители живописи, которые неизменно посещают выставки Сергея Андрияки, отмечают особое мастерство его натюрмортов с цветами. Но вне сомнений, его зимние пейзажи – это образцы того, как талант живописца проявляется в полной мере.
Кто так работает?
Спросила, есть ли в Коврове мастера, которые работают в такой же технике? Ответ был элегантным:
В нашем городе широко распространены работы маслом, они преобладают. Вообще, редко, кто на сегодня работает с акварелью. Ещё реже встречаются мастера, способные работать без наброска…
«Без наброска» – это когда уровень мастерства настолько высок, что художнику достаточно увидеть пейзаж, как бы впитать его в себя, чтобы потом воспроизвести на бумаге. Техника восходит ко временам, когда ещё не существовало фото, остановить мгновенье можно было только в памяти. Художник должен быть способен сохранить в памяти и сам пейзаж, и то ощущение, впечатление, состояние природы…
Сейчас довольно распространена практика, когда художник рисует, ориентируясь на фото… Вспомнила об этом, Анна Пичугина среагировала эмоционально:
Сергей Николаевич против! Мне известен реальный случай с художником. Его ученица после поездки на лыжах привезла фото пейзажа заката солнца в зимнем лесу – фото на телефон. Она показала его мастеру, чтобы поделиться красотой леса. Сергей Николаевич тут же убрал с глаз фото. Он сказал, что ничего красивого на фото не увидел, и предложил девушке подробно описать, каким она увидела этот пейзаж. Она начала рассказывать, что за лес, что за лыжня, солнце, снег…
И он сделал акварельный рисунок, показал ей. Девушка была поражена, насколько точно художник воспроизвёл то, что она сфотографировала. Фотография не способна передать ощущение радости от искрящегося белого снега… Кстати, о видео художник также невысокого мнения. Он не раз вспоминал, что благодарен своей матери за то, что когда он был маленьким мальчиком, она случайно сломала телевизор. И не стала отдавать его в ремонт. Этим, по мнению мастера, она сохранила у него способность впитывать в себя образы. И запоминать, не расслабляясь на просмотре «мёртвых изображений».
Архитектуру художник пишет с натуры. В экспозиции немало городских пейзажей из разных регионов России. Но большая часть работ – московские пейзажи. Любовь к московским улицам, вероятно, пришла с детства.
Многослойная живопись
…Каждая акварель – это несколько часов работы. Акварель – это многослойная живопись. До 30 слоёв работы. Акварели Андрияки – пример того, как при всей многослойности сохранить прозрачность.
Творчество Сергея Андрияки – это не тольтко акварели. У мнего более 1000 работ маслом, работает он и с темперой, пастелью, занимается графикой, в общем, художник многогранен. Однако именно акварели прославили его на весь мир. На вопрос, насколько с коммерческой точки зрения художник реализован, Анна Пичугина ответила:
Он известен не только своими работами, но ещё и своими книгами – учебными пособиями. Одновременно в мире проходит до сотни его выставок. Это большинство европейских стран, США, его работы во многих частных коллекциях. А стоимость работ – это сотни тысяч рублей, в многие работы по цене доходят до миллиона. При этом художник не раз отмечал, что «себестоимость» не высока. Он работает самой обычной отечественной акварелью, производства Санкт-Петербурга. Бумагу, правда, использует производства Великобритании. К сожалению, в России он не смог найти бумагу для акварелей необходимого качества и цвета.
Впечатления от выставки – та самая радость, которую, по словам автора акварелей, должен впитывать в себя художник. Рекомендую! И – не затягивайте. Как уже сказано в начале текста, выставка закроется немного раньше запланированного.
Справка GK
Сергей Николаевич Андрияка родился в Москве 14 июля 1958, Начал рисовать в возрасте 6 лет под руководством отца. Затем учился в художественной школе при институте имени Сурикова, которой руководил его отец. В 1976 году, после её окончания, поступил в Московский художественный институт имени Сурикова, где обучался на факультете живописи по специальности «станковая живопись». В 1982 году защитил диплом, темой которого стала историческая картина «На поле Куликовом. Вечная память». С 1982 по 1985 год работал в Творческих мастерских Академии художеств СССР. В 1983 году вступил в Союз художников СССР. В 1999 году художник организовал Школу акварели Сергея Андрияки, которая действует и до настоящего времени (обособленное структурное подразделение ФГБОУ ВО “Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки”). Является её бессменным художественным руководителем. В 12 сентября 2012 года в Москве открылось новое учебное заведение высшего образования — Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки.