Данную экспозицию иначе как долгожданной не назовёшь. Где как не в Коврове проводить презентацию ковров авторской работы?..
Читайте новости и статьи в нашем ТГ-канале GorodKovrov. Подписывайтесь!
Нам повезло. Индивидуальную экскурсию согласилась провести куратор выставки Ольга Говор.
Стиль работ она квалифицировала как наивное творчество.
Наив-арт как направление в искусстве возникло ещё в XVIII веке. Наименование полностью соответствовало содержанию – творчество кустарей-одиночек, самоучек, людей, которые творят по порыву души. Именно про таких принято говорить, что «они так видят».
В конце прошлого века в Европе наив-арт вошёл в моду. Прежде всего, стоит упомянуть творчество Анри Руссо.
И, разумеется, наши Малевич, Шагал, грузин Пиросмани – всех их смело можно отнести сюда. Собственно, этими работами в своё время Россия триумфально прошла по миру. Тут мы уж точно заткнули за пояс американцев, у которых искусствоведы отмечают лишь «Бабушку Мозес». А у нас этих бабушек…
Вот, собственно, самая настоящая бабушка – Анфиса Ивановна Пихтовникова, автор представленных работ.
Экспозиция объединена под общим названием «Занинское рукоделие. Красота ковров Анфисы Пихтовниковой».
Приведу справочный материал от специалистов Ковровского историко-мемориального музея:
Вышитые ковры непрофессиональной мастерицы Анфисы Ивановны Пихтовниковой (1933–1996г.г.) из деревни Занино Кишертского района Пермского края будут интересны зрителю любого возраста, любого уровня образования и социального статуса, так как являют собой образец непрофессионального народного наивного искусства. Ковры были созданы в период приблизительно с 1993 по 1996 год.
Анфиса Ивановна родилась в далёком 33-м прошлого века. Великая Отечественная война пришлась на её школьные годы. На занятия ходила из родной деревни в райцентр пешком, 12 километров… Потом была юность, учёба в техникуме Перми, замужество, работа в колхозе. Её знала и любила вся деревня, должность почётная — почтальон. И мать пятерых детей… А ещё — страстная рукодельница.
Обо всём этом сейчас известно по воспоминаниям знавших её родных, друзей и близких. Собирала сельские мемуары уже в веке XXI внучатая племянница Анфисы Ивановны Елена Белякова.
Креатив мастерицы, возможно, был вынужденным: времена были небогатые, а порадовать друзей и родственников хотелось. Вот и придумала Анфиса Ивановна делать и дарить эксклюзивные изделия из ткани, остатков шерсти, ниток, в общем-то, из подручных материалов.
Сюжеты были навеяны всё теми же ковриками, популярными в русских домах в начале XX века.
Увидеть в бесхитростных поделках высокое искусство Елене Беляковой помогли врождённый вкус. Возможно, это у них семейное.
Вот, что сообщили мне в музее:
Мама Елены вяжет и занимается лоскутным шитьём, ей создано более 130 одеял. Одна двоюродная сестра Елены — талантливая пианистка, работала с ведущими артистами пермского оперного театра; другая открыла авторскую школу вязания в Санкт-Петербурге, которая считается одной из самых популярных. Так возник семейный бренд «Занинское рукоделие». По словам автора выставки Елены Беляковой, он объединяет прошлое (коллекции, оставленные ушедшими родственниками), настоящее (творчество живущего ныне поколения) и будущее (память о прошлом и рукоделие подрастающего поколения).
Первая выставка ковров Анфисы Пихтовниковой состоялась в Перми. Потом были Уфа, Москва, Иваново. В перечне крупные города. Как получилось, что ковры из Пермского края доехали до Коврова?
Вот, как мне ответили в музее:
По словам Елены Беляковой, она однажды просто из любопытства сделала поисковый запрос по теме экспозиции: «город ковров». Рассчитывала выяснить, в каком из городов России эта тема является трендом. И тут — наш город. Поначалу решила, что у нас ткачество является ведущей отраслью. Связалась с нашим музеем, была удивлена, но всё-таки решила, что в городе с таким названием работы Анфисы Ивановны просто необходимо экспонировать.
Работы Анфисы Пихтовниковой созданы в технике объёмной ковровой вышивки — петельчатый стежок. Девочки, у которых по технологии в школе были пятёрки должны знать, что это такое.
Куратор выставки в Коврове Ольга Говор с восхищением рассказывала:
У мастерицы не было ни специального образования, ни оборудования, ни подходящих материалов. Все изделия выполнены ей на деревянной раме, сделанной сыновьями, в качестве основы использованы покрывала и отрезы сукна и драпа, а нитки взяты из пришедших в негодность и распущенных трикотажных вещей детей и внуков.По необходимости она даже окрашивала их в нужные цвета.
Экспозиция, которая представлена сейчас в нашем музее, — это полная коллекция работ хэндмейдера прошлого века. Одиннадцать ковров и панно. Самый большой ковёр — 2,5*1,6 м, самый маленький – 1,93*1,2 м.
«Ударную стенку» занимает один из самых крупных ковров, на котором изображено семейство оленей.
Но лично мне очень понравилась работа с алыми цветами.
Что-то вангоговское навеяло…
Мне показали отзывы посетителей, которые уже увидели коллекцию ковров. Сполшные восторги, причём подписи не только ковровчан, но и гостей Коврова из соседних регионов, даже из Питера были отзывы.
… Интересно, сколько могли бы стоить эти работы на Sotheby”s? А что? Вполне себе тема. Это вам не самоуничтожение от Бэнкси, а самая что ни на есть нерушимая русская душа…
Vita brevis, ars longa!
Фотограф Дмитрий Кулешов