Выставочный проект «Блюз над Парижем» – это экспозиция из 60 офортов, литографических оттисков и гелиогравюр. Работы трёх выдающихся французских мастеров – Ренуара, Пикассо и Массона. Все работы – подлинники, собранные в общую выставку из частных коллекций США и Франции. Некоторые представляют особую ценность – всего в мире оттисков не более десятка.
О творчестве Огюста Ренуара, Пабло Пикассо и Андре Массона сообщается в релизе музея:
Читайте новости и статьи в нашем ТГ-канале GorodKovrov. Подписывайтесь!
Новаторы в творчестве и бунтари в душе, они, воодушевленные притягательной силой парижской эстетики и свободой творчества, стали диктовать новые правила и доказывать своими произведениями их состоятельность. Исходя из собственных мыслей и взглядов, эти художники развивали и продолжали эксперименты художественных течений начала ХХ века — импрессионизма, кубизма, экспрессионизма, дадаизма, сюрреализма, а Париж стал для них идеальным местом для преображения творческих ориентиров. Они смогли противопоставить своё видение всем существующим традициям и канонам, рискнули проложить собственный путь, вписав тем самым себя в историю искусства навечно.
Пьер Огюст Ренуар
Пьер Огюст Ренуар (1841-1919) обосновался в Париже с раннего детства, куда его семья переехала из французской провинции в 1844 году. Амбиции Пабло Пикассо (1881-1973) привели его из Испании в Париж в 24-летнем возрасте в 1904 году. Бельгиец Андре Массон (1896-1987) окунулся в парижскую жизнь в 1912 году, когда ему было всего 16 лет. Отныне их жизнь, судьба и творчество будут неразрывно связаны с этим городом, открывшим миру целую плеяду великих имен.
Ренуар стал первым из художников импрессионистов, кто получил широкую популярность у богатых парижан, и прославился прежде всего, как портретист, не лишенный сентиментальности. На выставке представлено целое созвездие удивительно трепетных и с любовью написанных портретов, среди которых особе место занимают детские. Немногие художники писали детей с такой искренней симпатией, как Ренуар. Он умел передать исходящее от любого ребенка незабываемое очарование и лучащийся взгляд. Художник не любил героические и трагические сюжеты, гораздо больше его интересовала обычная жизнь с её простыми радостями.
Ренуар был и одним из величайших мастеров изображения ню за всю историю живописи. Он любил женское тело и умел живо передать его как в рисунке, так и на холсте. Особое очарование представляет ряд его работ из серии купальщицы, экспонируемые на выставке.
Пабло Пикассо
Представленные работы Пабло Пикассо из так называемого «Калифорнийского альбома» по праву могут быть отнесены к разряду уникальных. Эта серия, пожалуй, самая личностная и интимная мелодия внутренних исканий великого художника. Она создана, как страницы его жизни, как ежедневные наброски чувств и эмоций, в пору его последней, и, пожалуй, самой сильной любви. Первоначально альбом не предполагался к публичному показу. Но, почему-то, Пикассо решил раскрыть свою внутреннюю творческую мастерскую, позволил наблюдать, как менялось его настроение и отражалось в рисунке его отношение к любимой женщине, как он воспринимал внешние сцены-декорации театра своей жизни на вилле «Калифорния». Среди работ «Калифорнийского альбома» особое место занимают рисунки женщины в восточной одежде в различных вариациях. Это неслучайно. В это время в жизнь Пикассо вошла новая муза, которой суждено было стать последней возлюбленной маэстро.
Еще более отчетливо этот мир отражен в литографиях из серии «Пикассо и человеческая комедия», выполненной художником, когда он переживал глубокий кризис в личной жизни. Оказавшись в одиночестве и трагических размышлениях по поводу старения и смерти, Пикассо создает иногда наивные, а порой иронично-смешные картинки окружающего его мира, передает настроение художника и его модели, пытаясь запечатлеть неповторимый миг из пьесы судьбы. Звучат аккорды, предвещающие завершение бушующих в сердце художника эмоций.
Андре Массон
Особую уникальность выставке придают впервые экспонируемые в России цветные офорты Андре Массона из серии «Эпизоды», являющуюся ярким отражением его творчества и представленную в полном объеме. Удивительный и непревзойденный мастер неосознанно-спонтанного творческого процесса с его автоматическим рисованием предстает в этих работах автором лирической абстракции. Его эпизоды — это образы, как бы самопроизвольно зарождающиеся, всплывают из хаоса линий, регистрируя импульсы подсознания.
Короткие молниеносные зигзаги, разбегающиеся и пересекающиеся штрихи, диффузные пятна, сверкающие пробеги тонких линий классического рисунка сплетаясь в паутину, образуют подобие прозрачных проекций, являющих собой человеческие тела, полыхающие в лоне самой природы. Не менее выразительным является и фон работ, который ассоциируются то с растительными зарослями, то с полетом птичьих стай над пустынной местностью, то с низвержением пенящихся водных потоков. Эпизоды Массона стали ярким проявлением представления художника о слитности физического мира и сознания.
Объединение в рамках одной выставки работ трех гениев позволяет открыть не только грани их творчества, но и смещение акцентов в сторону личностного восприятия художниками окружающего их мира. С манящей страстью и нежностью они полностью отдавались бушующим волнам своей судьбы, которые несли их по незыблемым просторам искусства. Своими работами они и сегодня продолжают как бы вести со зрителем своеобразный диалог, будь то чувственно драматический, экспрессивный или лирический, как удивительно звучащий, нежно плывущий и на веки остающийся их Блюз над Парижем…
Выставка открылась, что называется, в рабочем порядке. Высоких гостей не звали, но все, кто хотя бы немного разбирается в живописи, поймут, что в музей надо немедленно идти.
Нам повезло. Когда приехали на открытие, для нас индивидуальную презентацию провела специалист по экспозиционной и выставочной деятельности Анна Пичугина.
Она в восхищении и от работ, и от того, каким образом они представлены. Рамки, единство оформления работ, фотозоны, которые музей получил “в комплекте” от выставочной организации, с которой у ковровчан договор.
Ну, и по содержанию. Возможно, кого-то удивит, но большинство работ является эротикой. В наше бесстыдное время под этим словом большинство людей понимает немного иные и более откровенные изображения. Поэтому в музее посчитали уместной маркировку 12+.
Хотя если разобраться, что в большей степени эротично – фото полуголой девицы или, скажем, «Маха одетая», очень большой вопрос.
Фото: Дмитрий Кулешов