Любите шутить? Советы начинающим юмористам от опытного и самобытного

Аватар

Один из самых активных участников стендап-выступлений в Коврове и во Владимире Александр Цветников рассказал о том, как максимально легко и быстро прийти к успеху, а также о том, почему, по его мнению, в нашем городе «не всё так просто» с комедией.

Яша:

Читайте новости и статьи в нашем ТГ-канале GorodKovrovПодписывайтесь!

— Почему ты решил начать заниматься стендапом?


Саша:

Я сначала увидел в интернете всякие выступления Луи Си Кея и всё такое. И подумал, что я хочу тоже так же. Ещё у меня был очень большой страх людей и сцены. Мне сложно было общаться с людьми. Я понял, что с помощью этого я могу побороть свой страх. Поэтому пошёл. У меня поначалу был, конечно, сильный страх. И я перерабатывал его где-то год, полтора, после я уже перестал бояться выступать.

— Над чем чаще всего ты шутил?


Я так и не нашёл для себя какой-то определённой темы, потому что, есть комики, которые шутят про семью и работу. У меня ничего и не было. Ни семьи, ни работы. Я бомж. Поэтому, учитывая это всё, у меня был такой челлендж, когда я писал шутки так, чтобы написать шутку на любую тему, на всё, что хочешь. Чем сложнее тема для написания шутки, тем лучше. Но, самое главное, чтобы никого не обижало и не нарушало законы, которые у нас сейчас есть.

— Как ты думаешь, у нас в Коврове будет ещё подъём стендапа?

Мне кажется весь стендап уже ушёл именно в большие города. То есть, когда он только у нас начался, было очень много новичков, которые этим занимались, были региональные комедии, где всё это шло и продвигалось. Из регионального, так сказать, был выхлоп. Вот они сейчас, по сути, так же этим занимаются. Ну, если мы берём нашу Владимирскую область, то у нас остался только Владимир. В Ивановской области Иваново. Ну, то есть, такие областные города. Ну и, естественно, Москва. То есть, такого бума, скорее всего, уже не будет. То есть, будет, возможно, какое-то другое новое направление.

Яша:

— Почему?


Ну, комедия в общем и целом. Может быть, возвратится опять КВН или камеди клаб. Сейчас вот импровизация на подъёме. Непонятно. Так что, это был такой взрыв. Таких вот как 18 и 19 годы больше не будет. Ну, это всё тогда только до регионов дошло. А потом постепенно загнулось. Ну, и ковид тоже всё загубил сильно. То есть, все выступали, выступали, потом раз, всё позакрывали на самом подъёме, когда всё только начиналось, всё сразу прекратилось.

— Что для тебя было самое сложное в написании шутки?

Репетировать её. Ну, потому что вообще комедию нужно репетировать. Ты написал шутку, проверил её, переписал. Я обычно так не делал. То есть я писал себе что-то новое, один раз все посмеялись, всё, и записываю. То есть не смеялись, всё, и я пошёл на выход. Самое сложное было для меня, наверное, найти какую-то тему, про что писать. Потому что я не то чтобы исписался, мне просто, ну, не захотелось уже что-то писать, что-то шутить. Меня уже больше прикалывало, что я на работе, там с кем-то общаюсь и говорю прикольчики, и мне этого достаточно. Мне кажется, из-за того, что я ставил для себя просто перебороть страх от людей, если я его добился, я переборол, я потерял весь азарт в том, что этим продолжать заниматься и как-то в этом развиваться.

— Как ты думаешь, когда у человека в жизни всё хорошо, ему труднее или легче писать стендап?

Саша:

У некоторых есть такое, да. Но мне кажется, это больше стереотип, что все комики они какие-то депрессивные, загруженные, хотя некоторых были в таких ситуациях. Думаю, нет, это не совсем так. Он может быть весёлый, может быть депрессивный. Но тут самое главное упорство. То есть ты, если хочешь этим заниматься, будь ты хоть сильно депрессивным на последней стадии. Ну, или вообще, очень озорным весельчаком, но если ты хочешь этим заниматься, то ты, мне кажется, как-то так будешь этим заниматься. Так что не сильно играет роль в написании хорошего материала твоё эмоциональное состояние.

Яша:


— А ты в моменте придумывал шутки или садился за листок с бумагой и начинал писать?

Саша:


Редко, когда я садился писать. В основном иногда идея в голову приходила и я записывал.
Немножко разгонял, и всё. Пытался писать и получалось писать блоки большие. Когда-то я сольник писал. Вот, то есть я просто как-то всё скоординировал, но это нет, не моё, мне это не нравится прямо. Это то, что, например, написание комедии, ты как будто пишешь и думаешь, что это будет, например, смешно. Потом, когда выходишь, ты это говоришь, а это не смешно. Ну, то есть проверка, шутки. Поэтому, в основном, у меня всё это было в моменте. То есть я придумал что-то, где-то услышал, что-то пришло в голову, какая-то идея, короткая шутка получилась. Возможно, потом из неё выходит какая-то длинная. Но длинная, в основном, это всё те же самые истории. Они тоже считаются за шутки.



— А как ты считаешь, чтобы быть хорошим выступающим обязательно должна быть насыщенная жизнь?

Да. Ты, конечно, можешь там одну тему обусловливать, одну тему рассказывать вдоль и поперёк всё про неё, но это рано или поздно может надоесть. Ну, как вот семейные комики, про семью рассказывают. Неплохо стендапы других смотреть. Не для того, чтобы повторять, а можно даже просто читать книги. Ты в этом тоже что-то найдёшь. Ходить и наблюдать для комедии наблюдения. Или может у тебя хорошая фантазия что-то придумать. Тоже работает. Я думаю, это тоже, опять же, всё зависит от человека. То есть, как тебе удобно. Попробуй это, попробуй то. Что тебе больше подойдёт, то и выбери.

— Был ли у тебя когда-нибудь соблазн рассказать чужую шутку?

Нет, потому что я их не запоминаю. У меня проблема в том, что я, возможно, забываю эти шутки, когда выступаю, то есть они не приходят в голову. По поводу того, выйти и рассказать, что-то чужое, у меня такого не было. Ну, объясню почему. То есть, когда ты вышел и что-то своё рассказал и люди посмеялись, ты рад что это ты придумал. А когда чужое, ну, это лично для меня, не будет такого эффекта. Ты просто рассказал чужую шутку. Ну да, люди посмеялись, но это то же самое, как рассказывать анекдот. То есть, у меня было такое, как-то я один раз, наверное, рассказал, но и то я специально сказал, вот, я знаю одну шутку, услышал одну шутку, вот я её рассказываю. То есть, просто пересказал, но соблазна такого не было, из-за того, что даже, просто их не запоминаю. Но я брал темы других и просто их развивал по своему пути. Та же тема, но он её не сильно развил или пошёл не туда. Я её по другому разверну. Но для этого нужно смотреть ещё чужие стендапы. Я какое-то одно время смотрел стендапы, потом просто их перестал смотреть. И когда ты перестаешь просто это всё смотреть, у тебя уже не то, что нет соблазна, у тебя просто нету даже вариантов, чтобы у кого-то что-то украсть.


Яша:

— А как ты, кстати, думаешь, просмотр стендапов других комиков, он помогает собственному?

Саша:


Кому-то как. К нам приезжал один человек в Ковров, и он посоветовал, что не надо смотреть. Я по своему опыту скажу, я думаю, что да, лучше не смотреть, потому что, когда ты вот именно смотришь какое-то большое выступление, ты это так смотришь уже с профессиональной точки зрения. И ты смотришь на знаменитого комика, а у него выступление очень хорошо поставлено. И ты начинаешь ему подражать. Даже не специально, но ты, возможно, возьмёшь у него тему, даже подсознательно. Я бы сказал такое есть, не советовал бы. Можно посмотреть, ну, какие-то прям вот единственные. То есть, например, вот наших российских, например, вот Усович, вот последний, который у него вышел спешл, вот, его можно посмотреть. Или западных. Ну, вот, посмотрите, типа, своих любимых комиков. Просто что они делают. А так, что на постоянной основе, ну, ты с ума сойдёшь. Особенно, когда ты едешь, выступаешь, как вот раньше, по открытым микрофонам.
Это по два раза в неделю, когда ты просто приезжаешь и видишь и вот слышишь, опять, а вот было это, вот было это. Потом ещё ты дома включаешь какие-то видеозаписи с шутками, и ты, мне кажется, с ума сойдёшь.

— А как ты считаешь, что люди, которые умеют шутить, они этому научились? Или это какой-то талант врождённый?

Саша:


Нет, научиться шутить легко, и даже специальные книги есть и всё такое. Тут самое главное – работа. Смешным на сцене быть это… Ну, некоторым это дано. Каким-то людям. Но всё равно это тоже самое, всё тоже нарабатывается. Если ты будешь постоянно выступать, ты будешь понимать, как всё это работает, ты выйдешь и просто будешь говорить какие-то слова, и это будет смешно. Потому что ты понимаешь, как это говорить, понимаешь, как это подать. Есть люди, которые с хорошей вообще подачей, у которых хорошо выстроен голос, у кого даже просто смешной голос, хотя он как бы обычный, но он слышится как смешной, у кого-то какая-то мимика, но с этим далеко тоже не уедешь. Были такие люди, которые выходили на первое своё дебютное выступление в открытом микрофоне, он был интересный человек, он что-то рассказывал, было смешно, но когда второй раз он выходит, он уже, не было это что-то новое, это было, ну мы уже такое видели, всё хорошо, а что ты предложишь новое?

По сути, нового ничего не предлагает. Поэтому талант он может быть, но если ты его не будешь никак развивать, особенно, бывают некоторые комики, которые выступают в образе.
На одном образе ты далеко точно не уедешь. Ты будешь, если в одном образе, ты себя как-то ставишь в определенные рамки, и ты будешь всегда в нём. Если ты будешь без образа выступать, ты сможешь больше.

Это всё опыт, талант он есть, это хорошо, но если не будешь работать, выступать, постоянно писать, переписывать, выступать постоянно, когда ты работаешь до пяти часов, вот ты в пять часов быстренько бежишь на вокзал и едешь во Владимир, выступаешь там пять минут, не смешно, потом, возвращаешься в десять вечера и потом переписываешь шутки, которые там не зашли на пять минут. И ты начинаешь думаешь, надо тебе или не надо? Если тебе это надо, и ты будешь так дальше работать, то ты что-то в этом добьёшься, что-то у тебя будет. Но это не просто.

— А ты, кстати, выступал в образе или нет?


Один раз я, это в самом начале я пробовал что-то делать, ну, какие-то образа. Ну, это было пару или там, три или четыре раза, наверное. То есть, ничего в образе не работало, потому что я так себе актёр. Поэтому как бы, в начале было, а уже в дальнейшем нет.

— А что бы ты мог посоветовать людям, которые хотят заняться комедией?

Ехать в большой город. Выступлений в каком-нибудь региональном городе, их, во-первых, не так уж много, ты очень долго идти будешь… Что ты тут год проведёшь, например, где-нибудь в каком-нибудь региональном городе, что ты в Москве, там год за десять считается. Ты там можешь на неделю выступить раз в десять, это точно. Ну, если прям сильно хочешь быть загружен. Там микрофонов очень много. Можно даже в Нижнем Новгороде, там тоже так же всё проходит. Сначала попробовать здесь и, если получается, сразу же переезжать в большой город, там ты быстрее наберёшься опыта, и если ты хочешь в этом что-то добиться, чего-то ты рано или поздно добьёшься. Может, даже, конечно, в эфире на ТНТ, но сейчас очень много всяких видео проектов, куда приглашают. Ты где-нибудь там, может, будешь хорошим артистом, или будешь редактировать кого-то, может, ты просто хорошо выступаешь на камеру. Сейчас шоу столько выпускают, то есть ты куда-нибудь прорвёшься. Но это надо по-любому в большой город. Потому что, если ты какой-нибудь музыкант, ты можешь написать музыку и выложить в интернет, и она там куда-нибудь уже будет развиваться без твоего участия. Со стэндапом так не получится. Его должен рассказывать именно ты. Что это ты приехал, вот мы на тебя посмотрели, что это ты именно выступаешь.

Яша:

— Сколько лет ты занимался стендапом?


С 19 по 23 год, но так как был один год ковида, так что два с половиной, примерно.


— Чем ты сейчас занимаешься?

Сейчас я уже очень давно не пишу никаких шуток, хоть у меня есть, конечно, паблик, но паблик я уже переделал, но у меня сейчас и работы творческой хватает, то есть я устроился маркетологом, но сейчас я ушёл именно на написание стихотворений. Это ни к чему не обязывает, это тоже помогает прорабатывать свои какие-то эмоции и это тоже творчество.
Раньше было интересно выдавить смех из человека, сейчас интересно выдавить слезы из человека, то есть просто словами. Что-нибудь такое. Хочу в небольшое тоже писательство пойти, для этого я просто веду какие-то блоги небольшие, то есть что-то именно описываю именно своим языком, своим эмоциями. Как получается, пока не скажу, что прям сильно, ну и так же не сильно этим занимаюсь.

— А ты бы хотел работать автором или со-автором?

Скорее всего, нет. Это, опять же, работать с человеком, это, опять же, что-то писать, и это, скорее всего, опять же, одно и то же. Монотонная работа. Писать, переписывать, писать, переписывать. Ну, не знаю, я, конечно, не работал. Хотя у меня есть такой знакомый, который так работает. Он пишет сценарии и шутки так же пишет. И вот он иногда по ночам засиживается, сидит, пишет. Не знаю. Возможно, эта работа не для меня. Я бы так, наверное, не смог. Так что, скорее всего, бы отказался. Хотя сколько бы предложили бы, если бы платили миллион, я бы согласился.

— В перспективе может что-то случиться, чтобы ты опять вернулся к юмору?

Да, конечно. Ну, то есть, если опять же будет такая же тусовка, как была и раньше, хотя навряд ли это уже будет, ну, конечно, почему нет? То есть, я в неё вернусь. Раньше было круто. То есть, когда был открытый микрофон, приходило по 10−12 выступающих, ещё на полный зал. То есть это было круто. А сейчас два-три человека, на сцене, и несколько в зале.

Яша:


А в чём ты думаешь, кстати, вот главная причина то, что вот так всё заглохло? Ведь всё же, в принципе, могло вернуться. То есть ковид ушёл и все могло быть как раньше. Почему этого не произошло?

Саша:


— Многое объясняется тем, что у нас было ещё много молодёжи, она разъехалась, то учиться, то переехала в какой-то город для того, чтобы работать. То есть просто переехали. Старые комики, занимаются, они так же выступать ездят. Но открытый микрофон им зачем? У них и так есть выступления. Так уже произошло, и мы сделать с этим ничего не можем. Но все мы ждём и верим, что вернётся КВН.

Фото из личного архива А. Цветникова

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Предыдущий пост

«Ковровец» на выезде разгромил «Кировец» со счётом 7:0

Следующий пост

Ковров отмечает День города

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: