Вы не были в театре «Вертикаль»? Напрасно. Ведь состоялось всего два спектакля… Крайне жестоко по отношению к зрителю, на мой взгляд. Надо предупреждать, что такие крутые вещи ставят на сцене в Коврове. Ведь в зале были свободные места! Люди могли прийти…
Искренне надеюсь, что режиссёр-постановщик и руководитель театра Евгений Соколов, прочитав эту рецензию, проявит гуманность и повторит постановку. Ну, хотя бы ещё один раз!.. Кстати, премьера пьесы Робера Тома «Ловушка», послужившей основой, состоялась в Париже 28 января 1960 года. Может, у нас на 28 января 2022 года будет дополнительный показ?..
Читайте новости и статьи в нашем ТГ-канале GorodKovrov. Подписывайтесь!
«Ловушку» ставили и экранизировали много, по всему миру. В России экранизировали дважды. Многие вспомнят фильм Алексея Коренева, который вышел в 1990. Добавлю телеспектакль, премьера которого состоялась в 1989-м. Если интересно, посмотрите на YouTube.
Каждый режиссёр искал и находил в произведении что-то своё. Однако Евгений Соколов, похоже, превзошёл всех предшественников. Он «поменял ролями» женские и мужские персонажи. А ещё перенёс события из 60-го в 1975 год. Об этом чётко было заявлено в самом начале спектакля, который называется «Женщина в ловушке».
По словам Евгения Соколова, путешествие во времени потребовалось для того, чтобы вписать в постановку «плейлист».
Режиссёр решил, что альбом Джо Дассена, вышедший в 75-м как нельзя лучше передаёт атмосферу и «объясняет» мотивации героев.
И это была не только музыка, на сцене появлялся персонаж – призрак Дассена, который то исполнял свои культовые вещи, то бессловесно взаимодействовал с героями, косвенно влиял, в общем.
О героях. Накануне премьеры кастинг представили в ВК-паблике спектакля. Перечислим:
- Диана Корбан – Мария Бондаренко;
- кюре Максимен – Алекснадр Логинов;
- комиссар полиции – Александр Данилюк;
- Даниэль Корбан – Сергей Ракитин;
- Поль Бриссар (Мерлуш) – Андрей Чеклецов;
- доктор Берто – Андрей Святсков.
Все актёры вне сомнения справились со сценической задачей, которая была очень непростой. Как уже сказано, женщины и мужчины в сценарии поменялись ролями. Андрей Святсков и Андрей Чеклецов ещё и призрак Дассена по очереди играли… Однако -обратимся к источнику.
В пьесе Тома авантюрист и преступник Даниэль Корбан вступает в брак с женщиной по имени Элизабет ради получения её наследства. Он отправляется в свадебное путешествие на курорт в горах, где расправляется с ней. Убийство представляет как несчастный случай на лыжной трассе, заявляет в полицию розыск невесты и уверен, что останется безнаказанным. Однако комиссар оказывается достаточно проницательным.
Понимая, что совершено «идеальное преступление», единственный способ разоблачить преступника комиссар видит в создании ситуации, при которой Корбан сам признается в содеянном.
Полицейский прибегает к мистификации. Он приводит к убийце женщину, которую представляет как пропавшую без вести и найденную невесту. К ней присоединяется бродяга-художник по кличке Мерлуш, бывший свидетелем на свадьбе, потом медик (медсестра стала медбратом). И все уверяют “безутешного жениха”, что невеста – вот она, цела и невредима. Шокированный появлением самозванцев, Корбан выходит из себя и в итоге сознаётся.
В постановке «Вертикали» злодейка – сама невеста, которая из «Элизабет» превращена в Диану. Богиня охоты – подходящее имя.
По версии режиссёра Соколова, зло вполне себе может принимать обличье девушки-ангела. Беспомощная и нелепая, запьяневшая, всеми брошенная и мечтающая о любви и заботе… А на поверку – расчётливая и жестокая фурия.
Наверное, если бы не была знакома с произведением-источником, восприняла бы постановку как нечто само собой разумеющееся. Но я-то знала, и на протяжении всего спектакля в ожидании очередной реплики думала: «Ну, как она это скажет? Как сделает? Как она сможет пристрелить Мерлуша?..».
Однако всё происходило. И происходило ровно так, как положено по сценарию. Кстати, текстовая основа режиссёром была практически не изменена – все реплики актёров чётко по Роберу Тома.
Подсказкой для искушённого зрителя являлись костюмы. Все персонажи-самозванцы в одежде эпохи Возрождения. Но ведь заявлен 1975? Режиссёр поясняет:
Это же комедия дель арте!
Да, всё верно. И маски характерные – с носами-клювами. Это напомнило о «чумных масках», которые применялись в качестве СИЗов в Средневековой Европе. Но Евгений Соколов со мной не согласился, мол, ну ты уж совсем коронавирусной темой увлеклась. Хотя намёк на ковид в финальной сцене с доктором и уколом всё-таки режиссёр себе позволил, вакцинация, однако…
Тренды и фишки – это всё замечательно. Но главное, что зритель, на мой взгляд, вынес со спектакля, это мысли о том, что настоящие искренние чувства, такие, как любовь и забота, это и есть настоящее, самое главное. Всё прочее – интриги, предательство ради денег, лицемерие – это комедия дель арте…
…Очень жаль, что было всего два представления. На мой взгляд, такие постановки должно увидеть максимальное число людей. А Евгению Соколову и его творческому коллективу – дальнейших успехов и вдохновения. Как же нам всем повезло, что есть в Коврове такой театр – «Вертикаль»…