В Ковровском историко-мемориальном музее 12 июля открылась выставка, которая заслуживает внимания. Это работы московского художника Елены Болотских, а также картины из коллекции, которая стала результатом её кураторства и дружбы с российскими живописцами.
Коллекционер или спасатель?
Выставка называется «Елена Болотских – художник и коллекционер», однако сама она предпочитает называть себя не коллекционером, а «спасателем картин». На выставке представлены полотна периода советского искусства. В Ковровском музее отметили:
Читайте новости и статьи в нашем ТГ-канале GorodKovrov. Подписывайтесь!
«Выставка поистине интересна ценителям не только соцреализма, но и альтернативных течений, проект наглядно иллюстрирует одновременное взаимодействие и противостояние русского официального и неофициального искусства середины и конца ХХ века».
Примечательны причины, по которым экспозиция открылась именно в Коврове. Дело в том, что у Елены Болотских ковровские корни. Её дед в предвоенный и военный период прошлого века работал на заводе имени Дегтярева.
Елена (художница подчеркнула, что у представителей творческих профессий есть имя и фамилия, без отчества), рассказала:
У меня очень глубокая связь с этим городом. Мой дедушка был правой рукой Василия Дегтярева. Моя мама родилась в Коврове. Я, правда, уже родилась в Москве, но меня с 8-месячного возраста привозили к дедушке с бабушкой в Ковров. Этот город я запомнила как цветущий парк в сравнении с Москвой. Несмотря на то, что это город военной промышленности, город всегда был очень зеленым, а по атмосфере – необычайно уютный и лиричный. Помню, мне было лет 12…Был фильм “Анжелика – маркиза ангелов”. И я посмотрела в Коврове, в клубе… Я приезжала к дедушке, который жил на Пожарной улице, которая потом вошла в состав завода. А ещё меня крестили в Коврове! Крёстной стала моя тётя, сестра мамы, которая работала на заводе Дегтярева. Я продолжаю приезжать сюда, потому что здесь могилы моих родных…
Москва-Ковров-Любец
С Ковровом и Ковровским районом Елену Болотских связывает ещё и то, что здесь, в Любцах, уже несколько лет поселились её друзья – художники, скульпторы, галеристы. Так, на открытие выставки в Коврове приехали вдова скульптора Михаила Голицына сценарист и писательница Ирина Голицына, художник и скульптор Наталья Захарова, писатель Михаил Кириллов-Угрюмов. Всех их когда-то объединила работа в содружестве с советским и российским художником-реставратором, публицистом историком и телеведущим Савелием Ямщиковым.
Слова благодарности за культурное событие на открытии прозвучали также от директора музея Ольги Моняковой, представителей мэрии и горсовета Сергея Кашицына и Ирины Калигиной и от председателя союза художников Владимирской области Дмитрия Холина, у которого, кстати, тоже ковровские корни.
О своей культурно-просветительской работе Елена Болотских рассказала так:
Я – не коллекционер, а спасатель и теперешних художников в Москве. Я ведь работаю как куратор на общественных началах я сделала две выставки в Третьяковской галерее, в новом здании. Потому что союз художников сейчас, к сожалению не работает… Союзов стало несколько, они между собой конкурируют. И выставок очень мало. Выставки все платные. А художник, работающий в мастерской, совершенно не может себя организовать. И вот я сейчас делаю две-три выставки в год. Мне приятно, что мои проекты многие считают событиями в Москве.
Музей картин друзей
Коллекция Елены Болотских, по её словам сложилась из картин, которые по большей части ей дарили художники в благодарность за кураторство в их выставках. Кстати, нередко это портреты самой Елены, которая очень многих вдохновляла. Она поделилась, что, в принципе, могла бы составить выставку только из своих портретов.
Коллекция сложилась в 1990 году, когда художница вернулась в Россию после десяти лет пребывания и работы в США. Как она попала за океан, Елена рассказала:
Так сложилась моя судьба, что меня пригласила известная галерея в Бостоне. Это был 1990 год. Они заключили со мной контракт. Пообещали серию выставок – вначале в Америке, потом в Японии, потом в Мексике. Контракт был – просто мечта для любого художника. Но когда я приехала в Бостон, выяснилось, что на галерею наложен арест. Владельцы – бывшие партнеры – судятся. В общем, всё оказалось иначе… Начались мои непростые 10 лет жизни в Америке. Были сложности, были и счастливые события. Например, рождение дочери. Были выставки, я преподавала в нескольких колледжах и университетах. В принципе, я заработала достаточно денег, чтобы чувствовать себя комфортно.
Как уже сказано, Елена Болотских вернулась в Москву. Там её встретили новые испытания:
У родителей сгорел дом, у меня отняли мастерскую – банк занял её, пока я находилась в США. А ещё я стала свидетелем того, что потрясающие работы, которую собирал московский союз художников с 1932 года, чтобы сделать музей московских художников, тогдашние чиновники готовили на продажу в Европу. И несколько фур уже увезли… Я в тот момент располагала средствами. Я уже купила квартиру в Москве, у меня оставались деньги, чтобы купить дачу и… У меня до сих пор нет дачи, но есть спасенная коллекция, которая не уехала в Германию. Это наши лучшие мировые имена!
За этим когда-то выстраивались очереди!
Это и есть объяснение, почему Елена называет себя “спасателем картин”. Речь идёт о работах художников из московских объединений “Кузнецкий мост” и культовая “Малая Грузинская”, МОСХ и Горком графиков. Это те самые картины, на просмотр которых выстраивались очереди в период дефицита и застоя.
Многие из тех спасенных картин как раз и можно увидеть в залах ковровского историко-мемориального музея. Подробнее о работах и авторах посетителям выставки расскажут сотрудники музея. Рекомендуем посетить!
Фото: Дмитрий Кулешов. Все фото в ВК-альбоме.