В прошедшие выходные наш город в очередной раз посетил скрипач-импровизатор Степан Мезенцев. В субботу, 12 ноября, его пригласили на десятилетие клуба «Стартер» наряду с группой «Мечтать». Правда, выступление Мезенцева длилось буквально пятнадцать минут. Стоит отметить, что только ограниченное количество человек знали об этом.
А уже в воскресенье в ДК им. Ленина состоялось широко разрекламированное мероприятие, где к скрипачу присоединился гитарист Пётр Маланов.
Читайте новости и статьи в нашем ТГ-канале GorodKovrov. Подписывайтесь!
— Степан, для многих ковровчан вы окончательно развеяли стереотип о том, что скрипач – это только музыка, классический костюм и бабочка. Как вы нашли свой собственный образ и стиль исполнения?
— Дело в том, что я играю с детства и мне всегда нравилось какое-либо необычное исполнение. Я любил слушать рок, увлекался творчеством Б. Гребенщикова и группы ДДТ. Для меня всегда было очень необычно и притягательно, когда скрипка начинала звучать в неклассических вариантах. Это меня внутренне заводило и возбуждало, и я, естественно, начал увлекаться импровизацией. Это было в пятнадцать-шестнадцать лет.
— У вашем репертуаре звучит много известных мелодий. Как вы их выбираете?
— Всё, что нравится. Например, недавно ехали в машине, где играла песня Depeche Mode «Enjoy the silence», и у меня сразу же возникла идея исполнить эту красивую музыку. Я думаю, что на скрипке она зазвучит очень необычно.
— Вы играете с детства, это было самостоятельное желание или заставляли родители, так сказать, «из-под палки»?
— Я начал ходить в музыкальную школу в пять лет. Естественно, в таком возрасте не выбираешь, чем тебе заниматься. Но мне нравилось, я никогда не ставил под сомнение выбор родителей (родители Степана – музыканты) и, впоследствии, уже свой. Только один раз, лет в одиннадцать, было желание всё бросить. Представьте, к тебе заходят друзья, зовут гулять, а ты не можешь, так как занимаешься… Тогда я подошел к маме, и она ответила просто гениально: «Не хочешь, не надо», — и вышла из комнаты. Если бы она запретила, то, скорее всего, я бы сделал поперёк её слов, начал сопротивляться. Но она предоставила мне выбор – и я его сделал, как видите (улыбается).
— Уже в сознательном возрасте при выборе рода деятельности сталкивались ли вы с непониманием или даже неодобрением?
— Такого не было, только как я уже говорил – лет в десять-одиннадцать, идешь в школу и хочется скрипку побыстрее куда-нибудь спрятать, вроде как не солидно… А позже — нет, у нас с пацанами был ансамбль, куда скрипку я уже носил без стеснения. Я увидел, что при помощи этого инструмента можно заниматься и самовыражением в том числе.
— Вы волнуетесь, когда выступаете?
— Бывает по-разному. Честно говоря, я предпочитаю волноваться, ведь если нет мандража перед выходом, то не будет своеобразного энергетического выброса. Кураж появляется после волнения, а если ты выходишь на сцену расслабленным, то в это состояние трудно войти.
— А бывают ли моменты, когда вам кажется, что делаете что-то не то?
— Нет, разве что это касается каких-либо мелочей… Скажем так, элементов определённого пути к цели. Так бывает у всех, и никуда от этого не денешься.
— Ваше творчество сравнивают с Ванессой Мей. Хотели бы вы обрести всемирную славу?
— Я бы не сказал, что наше творчество можно сравнить. У нас абсолютно разные направления. А что касается славы – ну кто бы этого не хотел? Мы работаем над этим (смеётся).
— А если для этого придется что-то в себе «сломать», переделать, соответствуя каким-либо стандартам?
— С одной стороны, если бы я понял сейчас, что это решение многих моих проблем, я, конечно, крепко бы задумался, с другой, нужно всегда пытаться оставаться собой.
— Что для вас важнее – гонорары или само творчество, кураж? Вы выступаете на каких-либо благотворительных мероприятиях?
— Не хочу высокопарно выражаться, но мне нравится видеть удовольствие на лицах людей. Это, конечно, важнее чем деньги. Хотя это тоже в нашей жизни необходимый аспект. Я иногда выступаю бесплатно на благотворительных мероприятиях, либо если нужно кому-то показаться.
— Где еще можно приобрести ваш CD-альбом помимо концертов?
— К сожалению, только таким образом. Диски сейчас — не самый востребованный продукт. Я прекрасно понимаю, что в наше время этот институт почти изжил себя, ведь всё можно скачать из Интернета.
— Степан, стандартный вопрос: вам понравился Ковров и наша публика?
— Город как город, вполне нормальный — ничего плохого сказать не могу, а ковровскую публику очень полюбил, я просто в восторге от нее!!!
— Во время выступления вы часто рассказываете зрителям что-нибудь интересное. Может, и для наших читателей у вас есть что-нибудь?
— Ой, так сразу и не вспомнишь…
— Хорошо, тогда как вам пришла идея общения со зрителями?
— На одном из первых концертов, когда только начинали, в городе Новосибирск был очень плохой звукооператор, и было очень некачественное звучание. Чувствовалось, что атмосфера наполняется негативом. Тогда я сказал «стоп» и сыграл просто так – установился такой контакт с публикой, что не передать словами… О, вот кстати и история получилась. Это и есть импровизация (улыбается).
В 18.00 начался концерт. Прозвучали импровизации на различные известные мелодии, в том числе классические и эстрадные. Музыканты чередовали быстрые композиции с медленными, приправив перерывы между ними искромётными шутками и разговорами со зрителями.
После концерта, пока Степан с энтузиазмом подписывал диски и слушал зрительскую похвалу, его более скромный «коллега», гитарист Пётр Маланов, отсиживался в сторонке…
Но и ему по настойчивым просьбам тоже пришлось оставить автографы:
Мы воспользовались моментом и спросили пару зрителей об их впечатлениях:
Марина:
— Мне нравится, что Степан очень эмоциональный, живой – ведь классика достаточно тяжело воспринимается. Но благодаря манере выступления, положительные эмоции просто наполняют зрительный зал.
Екатерина:
— Степа, как всегда, выложился на все сто процентов! Всё просто отлично!!!
Совсем юным гостям тоже понравился «дядя» Степан.
Фото: Ян Курганов