Тафтинг – это вышивка, ткачество и рисование – всего понемногу. Если вы уже заказывали такие коврики в интернет-магазинах имейте в виду – тафтинг есть и у нас в Коврове.
Для Романа и Ники Дерюгиных всё только начинается. Супруги-хэндмейдеры мечтают открыть большую мастерскую и шоурум, собрать команду единомышленников. Пока работают вдвоём, тафтинг для них – увлечение, которое неожиданно начало приносить доход.
Читайте новости и статьи в нашем ТГ-канале GorodKovrov. Подписывайтесь!
Познакомились с Ромой и Никой на маркет-фесте «LookUp» в декабре прошлого года. Необычные ковры не могли не привлечь внимание.
После маркет-феста договорились о встрече. Беседовали в фотостудии, куда ребята привезли продукцию. Ника объясняла:
Сейчас ковры делаем дома. Выставочных площадей у нас нет, поэтому образцы ковров периодически вывозим на фотосессии для соцсетей.
Кто-то скажет, что тафтинг – совсем новый модный тренд. Иные – это рукоделие, которое существует с незапамятных времён.
И все будут правы. Прямой перевод с английского – вышивка пучками (tuft – пучок). Техника действительно применялась в ковроделии средневековой Европы. Слово «тафтинг» появилось в начале XX века в США. И связано оно было поначалу с производством матрасов. Тафтинг — ручной способ скрепления внутренних слоев матраса. Технологию изобрел Самюэль Бронштайн — основатель американского бренда King Koil.
В дальнейшем по технологии тафтинга стали делать и ковры в промышленных масштабах. Ручной тафтинг, казалось, ушёл безвозвратно — слишком кропотливая и медленная работа. Однако зажечь идею вновь «помогла» пандемия и Тик-ток.
Ковровский бренд «БьёмКовёр», основанный супругами Дерюгиными – именно такой случай. Роман вспоминает:
В апреле 2020 года, в разгар пандемии в Тик-токе был настоящий бум видео тафтинговых ковров и того, как их делают. Вначале мы увидели и захотели такой ковёр заказать. Выяснилось, что из-за ажиотажного спроса ждать заказ придётся долго.
И тогда Роман решил заказать… тафтинг-ган, пистолет для изготовления таких ковров. Правда, и пистолет пришлось три недели ждать, но когда посылка пришла, ребята уже подготовились – закупились шерстью и мешковиной.
Ника:
Наш первый ковёр был с изображением авокадо. Когда мы его сделали, я сказала: «Вау!».
Роман смеётся:
Да ладно, какое там «вау»… Тот ковёр был даже не стриженный! Он был просто никакой! Кривые контуры…
Ника:
Перестань! Он тогда нам обоим казался идеальным. И главное – это же был наш первый ковёр!
Роман:
Сейчас-то понимаем, насколько это было беспомощно. Этот ковёр потом стал испытательной моделью. Мы проводили на нём стресс-тесты. Выкладывали его на улице под дождь, чтобы проверить, насколько он устойчив к влажности и холоду, посмотреть, как поведёт себя пряжа.
В ходе тестирования оказалось, что мешковина в качестве подложки не идеальна – под воздействием влаги и холода быстро истлевает. Ребята перешли на основу из х/б. Роман рассказывает:
Мы придумали себе название «БьёмКовёр». Есть заказы, причём, благодаря социальным сетям, нас находят жители очень далёких городов. Заказывают из Хабаровска, Амурского края, Нижнего и Москвы. Но всё-таки для нас это пока – для души. У нас обоих есть основная работа на крупных ковровских предприятиях.
Душевное занятие постепенно заполонило мир фантазий и жилище. Ника:
Дома у нас большие рамы для ковров, ведь это ткачество. Раму мы в фотостудию не привезли, очень громоздко.
Чтобы посмотреть, как идёт процесс, мы придумали демо-режим. Кусок ткани-основы натянули прямо на плафон светильника фотостудии и Рома сделал пару «очередей» из тафт-гана. Было похоже на автоматные очереди. Собственно, принцип тот же, только вместо выстрелов стежки.
Ника продолжает рассказ и показ:
У нас сейчас многое хэнд-мэйд в квадрате. То есть, многое мы пока делаем эксклюзивно и вручную из того, что в более крупных мастерских поставлено на поток. Например, вручную самостоятельно рисунок ковров делаю. Это всё рисуется на айпаде вручную. Нам присылают картинки или фото и пожелания, как сделать.
Пока больше заказы из мегаполисов, не из Коврова. Но недавно заказ сделал наш клуб «Теннис-33». Мы долго были в переговорах, наконец сформулирована была заявка. Это ковёр с логотипом клуба, тематика связана с большим теннисом.
Как же так? В городе с названием – КОВРОВ – и не разглядели столь близкое по духу направление!? Чем не народный промысел? Да и фамилия у основателей бренда более, чем подходящая – Дерюгины. В общем, всё указывает на очень благоприятную перспективу.
Роман демонстрирует тафтинговый пистолет и поясняет:
Пистолет мы заказали из КНР. Но там ни инструкции по сборке, ни инструкции по эксплуатации, регулировке, только видео, как это работает. Пришлось отсматривать разные видео, искать и находить технические решения. Возиться с различной техникой, ремонтировать, создавать что-то – это у меня с детства увлечение. Разбирать, собирать…
Пистолет пришлось разобрать до последнего болтика, потом собрать, уже с пониманием, как это работает. Попутно сделал несколько усовершенствований, кое-что подтянул, довёл, в общем, теперь это реально работает.
Роман убеждён, что не стоит полностью доверять всему, что показывают в видеороликах:
В нашем случае не только пистолет пришлось доработать, но и подбор масла для его смазки был индивидуальным, не таким, как рекомендовали в видео. Теперь всё работает, не перегревается. На наладку ушло около четырёх месяцев. Но это не значит, что работа остановилась. Параллельно делали ковры. Но теперь это стало делать удобнее и получается качественнее.
Ника дополняет:
По сырью тоже приходится находить свои пути и вырабатывать свои алгоритмы. О качестве пряжи говорим и пишем на интернет-форумах тафтеров. Там общаются люди из России и других стран. Мы обмениваемся опытом и мнениями, читаем у других, рассказываем о своих наработках. Более 1000 участников обсуждения, поэтому всегда есть, что почитать, всегда есть какие-то новости.
У нас по ткани был долгий поиск. Брали в Питере, потом нашли лучше и дешевле в Воронеже. Пряжу в магазинах тоже выбираем тщательно. Шерсти идёт много. На маленький ковёр уходит моток, много отходов. Даже пришлось промышленный пылесос покупать, чтобы приводить помещение после работы в порядок.
Ника:
Засыпаю с мыслями о рисунках ковров и просыпаюсь с идеями рисунков ковров… Я отвечаю за рисунки. И на мне подбор цветов. Это непросто. На картинке заказчика это выглядит как одна картинка, а при воплощении в пряже картинка может измениться. Задача в том, чтобы добиться максимального сближения заявленной картинки и реализации в пряже. Ведь пряжа в магазинах продаётся уже окрашеной. Кстати, рисунки могут быть разной степени сложности. Это тоже оговаривается с заказчиком. Чем сложнее рисунок, чем больше мелких деталей, полутонов и теней, тем дороже получается ковёр. Но можно всё предельно упростить. Только заказчик в любом случае должен понимать, чего ему ожидать в итоге. Вот, например, один из последних заказов, где пришлось серьёзно сокращать детали. Можно сказать, что это очень простой ковёр.
В тренде сейчас абстракция. Наше поколение предпочитает более конкретные сюжеты и образы, связанные с сериалами, комиксами, нашей субкультурой. Представители старшего поколения эти образы не всегда понимает, потому не всегда принимает. Абстракция способна примирить поколения, потому что удовлетворяет как запросам молодёжи, так и запросам старшего поколения. В общем, заказывайте.
Мы в редакции тафтинговым ковром уже обзавелись. Подарок Ромы и Ники у нас на почётном месте – стол для совещаний украшает.
А вы какой тафтинговый ковёр бы хотели?
Фотограф Дмитрий Кулешов, ещё фото в ВК-паблике GK