Это видео не содержит жёстких натуралистических сцен. Однако события, о которых пойдёт речь, чудовищны. Всё это реально произошло в нашем городе, а город… продолжает жить.
К истории пятилетней давности команда GK обратилась после сообщения от подруги пострадавшей девушки. Виктория, та самая жертва насильников, сейчас в очень тяжёлом положении, у неё проблемы со здоровьем, о которых она долгое время не хотела говорить. И вот, решилась выговориться, причём не просто в приватной беседе, а под камеру. Интервью было записано в квартире мамы Виктории, в поселке Эсино, где прошло детство девушки.
Читайте новости и статьи в нашем ТГ-канале GorodKovrov. Подписывайтесь!
Итак, речь о преступлении, совершённом пять лет назад, о котором сообщили все СМИ. Вот одна из публикаций от 16 ноября 2015 года:
21 -летняя ковровчанка пришла устраиваться на работу, а была изнасилована. Следственными органами возбуждено уголовное дело в отношении 27 и 23-летнего жителей Коврова. Они подозреваются в совершении преступлений, предусмотренных п. «а» ч. 2 ст. 131 УК РФ (изнасилование) и п. «а» ч. 2 ст. 132 УК РФ (иные насильственные действия сексуального характера). По версии следствия, 21-летняя девушка разместила на популярном сайте объявление о поиске работы в сфере административной деятельности. 11 ноября после звонка «работодателя» девушка по договоренности подъехала к зданию магазина в Коврове, по телефону ей рекомендовали подойти к соседнему жилому дому, где ее встретил мужчина. Он проводил девушку в квартиру на 5 этаже, где находился второй подозреваемый, отобрал у нее телефон, а затем поочередно мужчины, угрожая убийством, совершили в отношении потерпевшей насильственные действия сексуального характера. После 3-х часов издевательств девушку отпустили. За помощью она обратилась с заявлением в правоохранительные органы. При проведении оперативных мероприятий совместно с органами полиции подозреваемые были задержаны в тот же день. По ходатайству следствия судом в отношении них избрана мера пресечения в виде заключения под стражу…
В этом и других сообщениях-релизах с пометкой «примечательно» говорилось, что Виктория на встречу со своими мучителями приехала в сопровождении молодого человека, который остался ждать у подъезда.
На это «примечательно» и сейчас, и тогда, думаю, реакция была аналогичной.
У большинства сложилось впечатление о непозволительной инертности парня, мол, как он мог оставить подругу в такой ситуации!
Думаю, не всё так просто.
… Для Вики, недавней выпускницы туристического колледжа, тот кастинг был именно кастингом. Девушка искренне полагала, что новая работа поможет ей обрести источник заработка. Деньги, кстати, нужны были на свадьбу с Романом.
Свадьба всё-таки состоялась. Роман до сих пор рядом и является её опорой и надеждой. Он категорически отказался от участия в съёмках, но всё время, пока мы общались с Викой, был рядом. Помощь была как моральная, так и физическая, ведь Вика не в состоянии передвигаться без посторонней помощи.
О состоянии здоровья Вики чуть ниже. Вначале о преступниках. Они, как упоминается в видео, отбывают сроки наказания. Оба в колониях строгого режима на территории Владимирской области. Сроки они получили – 7 и 8 лет. Многих, в том числе и меня, поначалу это удивило. С учётом тяжести деяния, с учётом того, что на счету у злодеев это было не первое нападение на женщин, можно было ожидать и более длительные сроки.
Ответ в приговоре суда. Дело слушалось в так называемом особом порядке. Это позволяет максимально сжать сроки рассмотрения, но для подсудимых это ещё и возможность получить менее серьёзное наказание. Возникает вопрос, с чего вдруг к преступникам была проявлена гуманность. А это вовсе не гуманность, а роковое стечение обстоятельств, как я считаю.
Помимо особого порядка рассмотрения, дело ещё и в закрытом режиме слушалось – ведь это статья о сексуальном насилии. Это значит, что в зале суда Вика была совсем одна, без поддержки родных и близких. Да и понимали ли её близкие, что собой должна представлять эта поддержка? Мать Вики до сих пор считает, что её недопущение на заседание суда — это не следствие закрытого режима рассмотрения, а просто воля Вики. Накануне суда Виктория заявила родным, что не хочет, чтобы они не только присутствовали в зале (что было бы и невозможно), но даже чтобы находились в здании суда, ожидали её за дверью зала…
Разумеется, фактически на стороне Виктории было государственное обвинение. Но непосредственно интересы потерпевшей представлял только общественный защитник, а у обвиняемых было три адвоката…
У меня нет оснований и права обвинять в чём-либо человека, который в суде представлял интересы Виктории. Видимо, он всё сделал, что полагалось по букве закона – не меньше, но и не больше.
Никто не объяснил девушке, что особый порядок – это не только быстро, но и более мягко по отношению к обвиняемым? Никто не объяснил ей, что перед вынесением приговора она должна чётко и конкретно заявить о своих требованиях? Например, потребовать для подсудимых максимально жёсткого наказания. Например, запросить материальную компенсацию, как говорится «на все деньги».
Моральное состояние человека, который прошёл то, что прошла Виктория, думаю, излишне объяснять. Её накрыл мощнейший стресс, и она вряд ли в тот момент чётко понимала, как лучше и правильнее действовать.
Немаловажно и то, что проблемы со здоровьем проявились не сразу, а через несколько месяцев после вынесения приговора. Всё это не было одномоментно, болезнь разрушала её небольшими, порой малозаметными шажками. Вначале обмороки, потом начали падать слух и зрение. Нарушились двигательные функции, перестала усваиваться пища. За несколько месяцев наступило истощение, Вика потеряла почти 20 кг.
При этом, она может логично и здраво говорить, в том числе и о том, что с ней произошло. Она в душе всё та же бойкая девчонка, которая дерзко смотрит с фото из школьных времён.
Когда тяжело, Вика рисует. Это по-детски наивные яркие картинки, на которых то, что она называет мечтой.
Вероятно, ей стоило при первых же проявлениях заболевания пройти повторную медицинскую экспертизу. Совершенно точно, стоило обратиться за квалифицированной помощью не только к психологу, но и к адвокату.
Считаю важным комментарий, который дала в ходе подготовки сюжета адвокат Юлия Шустова. Мы с Юлией подробно разобрали ситуацию, в которой сейчас оказалась Вика. Ситуация, надо признать непростая и, увы, запущенная. Очень надеюсь на то, что Вика всё-таки решится обратиться к Юлии, которая готова предоставить бесплатно консультационную помощь в полном объёме.
… Когда съёмки с Викой и её близкими были завершены, не давала покоя мысль о том, как бы ей помочь организовать тот самый «позитивный стресс». Ну, мало ли, а вдруг поможет?.. Ведь говорит же её психолог, что проблема со зрением и слухом – это блокировка, что, якобы, и глаза, и уши нормальные, просто девушка на подсознательном уровне отгородилась от мира.
И фирма такая в нашем городе нашлась. Солидная организация. Поначалу, когда рассказала историю Вики, загорелись, мол, мы ей организуем прогулку по воздуху в порядке спонсорской помощи. Но вначале заявили, что помощь будет в обмен на рекламу нашем сайте (с этим я сразу согласилась), а потом «слились». Объяснение потрясло: нам припомнили давний текст, в котором, по мнению пиарщиков фирмы, данное предприятие предстало не в достаточно красивом свете. Так они решили нас «повоспитывать», мол, если бы были с нами более вежливы, тогда бы…
Мне безумно жаль Вику. И это всё. Спасибо за внимание.
VIDEO&EDITING: Александр Шолев
PHOTO: Дмитрий Кулешов
REPORTAGE: Татьяна Горянина
Съёмочная группа GK выражает благодарность адвокату Юлии Шустовой за предоставленный комментарий и юридическую поддержку, оказанную при подготовке видеосюжета.