Коммунальная тема в топе – официально и неофициально. Мусор, пыль, разбитые дороги, – всё это имеет чёткие параметры. Измеряется в тоннах, кубометрах и миллионах рублей. Об этом рассказал вице-мэр по вопросам ЖКХ Амангельды Куандыков.
Цель: сделать город чище
Наша встреча и беседа состоялась на территории муниципального казённого учреждения (МКУ) «Город». И мы были не одни – экскурсию по МКУ проводил его директор Виталий Лопатин и начальник автотранспортного цеха Олег Ерофеев.
Читайте новости и статьи в нашем ТГ-канале GorodKovrov. Подписывайтесь!
МКУ «Город» – такая же коммунальная организация, как и множество муниципальных и частных фирм, которые участвуют в конкурсах на «Госзакупках». Разница в том, что по уставу учреждения «Город» нацелен на решение задач по уборке, очистке и ямочному ремонту в Коврове, а не на получение прибыли.
Допустим, надо убрать подтаявший снег с улиц. Есть в бюджете определённая сумма денег. Но она не устраивает частников, не привлекает. В результате, деньги остаются в бюджете невостребованными, а работы не проводятся. Снег на месте, тает и течёт, люди возмущаются и пишут комментарии в соцсетях. И вот тут на подмогу зовут «Город». Потому что им положено. Это предельно упрощённо, без претензии на какую-либо научность, но по факту, так и происходит.
Что такое МКУ «Город» в Коврове? Многие вспомнят «предшественника» – предприятие «Спецавтохозяйство» (САХ). Вот и я вспомнила. И тут же услышала категорические возражения от директора МКУ Виталия Лопатина:
Говорить о том, что «Город» создан на базе «САХа», неправильно. Да, мы располагаемся на территории, где раньше было это предприятие, но правопреемниками не являемся. А вот функции, которые когда-то, до разорения, выполнял «САХ» уже несколько лет на нас…
С чего начинался «Город»?
«Боевое крещение» МКУ «Город» получил в связи с тем, что бюджетных ресурсов катастрофически не хватало на вывоз снега, и частные подрядчики «ушли в пас». Виталий Лопатин вспоминает:
После того, как подрядчик в канун новогодних каникул отказался выходить на содержание улично-дорожной сети, было принято решение, что МКУ полностью заходит на этот вид работ.
О том, что представляет собой на сегодня «САХ» Виталий Лопатин пояснил:
На данный момент «САХ» занимается сдачей спецтехники в аренду и в лизинг. В частности, бункеровозы сдают в аренду. Ещё у них несколько помещений, которые они тоже сдают в аренду. Несколько единиц спецтехники, на которой они когда-то работали, постепенно распродаётся.
Это уж точно, что постепенно. Несколько объявлений «САХа» нашлось на AVITO. И судя по соотношению цены и качества, покупателей там ждать придётся долго. Впрочем, это совсем другая история, возвращаемся в МКУ «Город».
Коммунальный арсенал
В распоряжении МКУ на сегодня 22 единицы техники в рабочем состоянии. Зам главы по ЖКХ Амангельды Куандыков признаёт, что автопарк учреждения нуждается в пополнении. На сегодня «упакованность» не дотягивает и до половины потребного. Однако это всё, чем способен поддержать «Город» наш местный бюджет. Глава города обратилась за помощью к губернатору и тот, по словам вице-мэра по ЖКХ, услышал сигналы из Коврова:
Составлена заявка на сумму более 100 млн рублей на 24 единицы техники.
Правда, представители «Города» заранее переживают. Ведь даже если погрузчики, грейдеры и поливалки будут получены безвозмездно, обслуживать технику нужно уже за свой счёт. И людей надо будет принимать на работу – нам ведь не беспилотники обещали. Ну, наверное, каким-то образом придётся проблему решать.
Несмотря на то, что денег в обрез, перспективным планированием тут занимаются. Например составили смету постройки тёплых боксов, необходимых, чтобы техника служила дольше.
Пока большая часть автопарка размещается под открытым небом, благо территории МКУ «Город» хватает – просторы русские.
Ничего лишнего!
Место употребляют не только для автостоянки, но и для размещения материалов и субстанций, которые удивили.
Горы веток и пеньков директор МКУ поначалу даже хотел запретить снимать. Однако Амангельды Хаджимуратович возразил:
А почему надо что-то скрывать и приукрашивать? Да, мы храним на территории спиленные деревья и ветки, это вынужденная мера. И хорошо, что есть такая возможность складирования. Старые деревья по городу нужно выпиливать! И я считаю важным и положительным то, что за этот год нам удовлетворить почти все накопившиеся заявки за период аж с 2013 года!
Амангельды Куандыков подчеркнул, что речь идёт о так называемых аварийных деревьях-переростках, которые представляли угрозу. О складировании на территории МКУ «Город» он пояснил:
Да действительно у нас проблема с утилизацией. Хорошо, что часть пиломатериалов забирают у нас предприниматели – на дрова. Мы им благодарны. Но и сами глубокой переработкой по возможности занимаемся. С июня начнём активно перерабатывать ветки и пеньки в щепу, которую используем для подсыпки. Например, проезды в Игумново планируем подсыпать.
За горой веток вдоль гаражей стопками лежали какие-то плиты. Нам тут же пояснили, что не какие-то, а те самые, что демонтировали в своё время на площади 200-летия.
Амангельды Куандыков рассказал:
На улице Маршала Устинова из этих плит лестницу и пешеходную дорожку сделали…
Казалось бы, при чём тут санкции?
Если возвращаться к теме спиленных деревьев, как известно, есть два мнения. Часть ковровчан за максимальную расчистку города от зарослей. И есть другие (их немало), которые обеспокоены тем, что улицы и скверы оголяются. Амангельды Куандыков комментировал:
Много жалоб, мол, мы пилим всё подряд. Но это не так! Спиливают только деревья по жалобам жителей. Всегда выезжают сотрудники управления городского хозяйства и определяют аварийные деревья. Решение принимает комиссия. Лично я, по-человечески, всегда за сохранение деревьев. Я родом с Севера, а там к лесу отношение очень бережное. Но вот один из последних примеров. Поступил запрос спилить берёзы возле “Ледовой арены”. Мы проводили совещание, я высказался против спила. А буквально на следующий день одна из этих берёз рухнула на забор новой спортшколы. Хорошо, что не пострадал никто. Разумеется, сразу решено было удалять деревья.
Представители МКУ “Город” в один голос уверяли, что ни одного жизнеспособного спиленного дерева в городе (а они-то знают, к ним пеньки везут) не видели. Все деревья старые, с трухой внутри стволов. Возраст деревьев, которые выпиливаются, по словам вице-мэра по ЖКХ – 50-60 лет.
Наша прогулка-экскурсия продолжилась в боксах, тех самых, которые в “Городе” надеются расширять. У нас была инсайдерская информация – в МКУ “Город” есть машина, которая попала под антироссийские санкции. Правда ли это? Нехотя, но ответили:
Ну, есть такое дело. Сам погрузчик наш – Ant-3000 производства КЭМЗ. Но топливный насос на нём американский был. Насос полетел, а новый получить уже невозможно, и техобслуживание тоже невозможно. Ну, пока постоит машина, но мы уже с малеевцами обговорили план действий. Будем на белорусский менять…
Наш обход территории завершался. Собственно, осматривать кроме просторов, веток и плит было почти нечего. Вся действующая техника с раннего утра выезжает в город, возвращается поздним вечером.
На приколе только те машины, что на ремонте или применяются в зимний сезон. Кстати, автомобиль, который зимой работал на разбросе песко-соляной смеси, сейчас переоборудуют в поливалку.
Олег Ерофеев объяснял:
Ставим бочку, будем поливать. Ещё одна машина у нас будет переоборудована для транспортировки асфальтной смеси на ямочные работы. У нас без дела ни люди, ни техника не простаивает. Просто позволить себе не можем.
Все в поле!
В подтверждение нам предложили оценить работу техники МКУ “Город” в деле. Одна из поливальных машин в то утро находилась на улице Строителей, куда мы и проехали.
…И застали ту самую эпичную картину, которая приводит в бешенство и пешеходов, и автомобилистов. Пара погрузчиков со щётками бодро поднимали пыль столбом.
А как бы вы хотели? Как подметать без пыли?
Это говорил Сергей, водитель машины-поливалки. По его словам, избавиться от пыли можно только если предприятие закупит машину-пылесос.
Точнее, подметально-моющую машину. Это три в одном – щётка, пылесос и поливалка. В областном центре таких немало у коммунальщиков. В Коврове, увы, нет. Те, что были когда-то в “Спецавтохозяйстве”, давно проданы. Сейчас б/у пылесосы продают на “Авито”. Цена умеренная – чуть больше двух миллионов. Но и возраст у машин солидный. В МКУ “Город” всё-таки надеются на покупку новой техники. А пока…
Водитель Сергей пояснял:
Поливальная машина вывозит 7 кубометров воды. Я с утра проливаю дороги, которые у меня в техзадании. Потом даётся время, чтобы дорога немного просохла. И после этого работают щётки. Пыль всё-таки поднимается, потому что нет пылесоса. Но с предварительным поливом пыли всё же меньше.
Вот такая она, работа городских коммунальщиков. Как убедились, загрузка и производительность труда достаточно высокая. До идеала далеко, но тут уж – каков бюджет, таков сюжет…
Фотограф Дмитрий Кулешов
Коммунальная техника должна быть как можно более универсальной, чтобы на ней можно было выполнять разные работы. В этом хороши трактора “БЕЛОРУС” МТЗ-82.1. Одним и тем же трактором можно, лишь меняя навесное оборудование, и снег чистить зимой, и пыль подметать летом (поливая водой), и на прицепе грузы возить, и косить большие территории сенокосилкой, и даже пахать плугом в противопожарных целях. А белорусские трактора не такие уж дорогие. Уж всяко дешевле и лучше КамАЗов. Такой КамАЗ с большой бочкой, как на фото в репортаже, зимой не нужен, поэтому будет бесполезно простаивать.
Вообще-то на такой КамАЗ ставят пескоразбрасыватель зимой и навесное оборудование. В тексте, кстати, есть об этом. Они поэтому и называются КДМ – комбинированные дорожные машины.