В прошлую пятницу в Ковровском историко-мемориальном музее открылась выставка, которую очень рекомендуем посетить. 120 подлинников работ всемирно известного художника-иллюстратора Гюстава Доре. Экспозиция так и называется – «Шедевры Гюстава Доре».
С этим мастером знаком каждый!
Уверена, вы множество раз видели его работы, даже если не читали книг, которые он иллюстрировал. Или читали?
Читайте новости и статьи в нашем ТГ-канале GorodKovrov. Подписывайтесь!
Образы активно используют в рекламе и при создании логотипов.
То, что у нас экспонируют по-настоящему ценные и уникальные работы, заслуга коллектива историко-мемориального музея, который уже несколько лет сотрудничает с компанией «Артгит».
Результаты сотрудничества – выставки, о которых нередко говорят: «Правда? У вас в Коврове? Ну, ничего себе!». Такой, например, была недавняя экспозиция работ Анри Матисса, о которой мы рассказывали. И вот – Гюстав Доре.
Гюстава Доре в наши дни назвали бы трендсеттером.
Он был не просто талантливым художником, он создал новый стиль в искусстве.
Именно он впервые показал, как могут взаимодействовать изображение и текст, как картинка может раскрывать написанные фразы, визуализировать их.
И это он стал человеком, который создал новую, ранее не существовавшую профессию – иллюстратор.
За относительно недолгую жизнь (Доре умер от сердечного приступа в 51 год) он создал почти 10 тысяч работ. Это графические гравюры, картины, а ещё Доре получил известность как скульптор. Статуи Доре украшают столицы нескольких европейских государств.
Подчеркну – в Ковров приехали подлинники работ легендарного мастера.
И первыми их увидели ученики ковровской художественной школы.
Перед началом осмотра выставки школьникам немного рассказали о художнике и его работах сотрудники музея Любовь Плеханова и Анна Пичугина.
Повторяться и пересказывать не будем, тем более биографию Гюстава Доре несложно найти. Например, тут.
Разве что несколько фактов о нём, которые могут заинтересовать. Художник начал профессиональную карьеру, когда ему не было и 15 лет. И первый работодатель – редактор журнала Le Charivari – настолько серьёзно отнёсся к его работам (социально-политическим карикатурам), что предложил подростку трёхгодичный контракт, настолько выгодный, что семейство ради работы мальчика переехало из родного Страсбурга в Париж.
Если будете искать информацию о художнике, найдёте много и подробно о его работе и работах.
И почти ничего о личной жизни. Принято считать, что Доре прожил одиночкой, не был женат и не имел детей. Однако если “покопать” поглубже, упоминание о наличии жены всё-таки есть. Что это была за женщина, неизвестно, но художник сделал её графический набросок и назвал его «Мадам Доре».
Ещё любопытный факт. Когда Доре взялся иллюстрировать роман-сатиру Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», произведение, созданное в XVI веке, через триста лет в 1854 году в Париже стало настоящей информационной бомбой. Издание было на дешевой бумаге, что обеспечило массовую доступность.
Современники вспоминали:
Я не могу описать волнение, которое вызвали эти рисунки. Доре и Рабле были темой разговоров всего Парижа.
Не менее впечатляющими были иллюстрации к библейским текстам и роману Данте «Божественная комедия».
Ни до, ни после Доре никому не удавалось передать эмоционально-духовный накал и так пронзительно изобразить святых и грешников.
Думаю, творчество Доре (при всём, казалось бы, академизме) вполне можно назвать экзистенциальным. В том смысле, что сюжеты его гравюр – моменты роковые, переломные и судьбоносные для героев. Миг между жизнью и смертью – вот темы многих работ.
Проявляется это не только в иллюстрировании Ветхого и Нового Заветов, но и… в картинках к сказкам. В составе выставки в Коврове довольно много работ из этой серии – иллюстрации к сказкам Шарля Перро.
Но если вы думаете, что это про милую и безобидную Красную Шапочку, то не угадали.
Рекомендуем, если интересно, изучить вопрос. Возможно, будет полезно, когда, будучи родителями, решите почитать эти сказки своим детям.
Именно об этом, о настоящих историях Спящей Красавицы и Мальчика-с-Пальчик, разговорились с двумя воспитанницами ковровской художки Таисией Калмыковой и Елизаветой Скорыниной. На вопрос, что они думают о гравюре “Красная шапочка”, девочки живо отреагировали:
Это очень страшная картина! Здесь вообще все гравюры изображают очень страшные сцены… У нас в художественной школе давали задание проиллюстрировать сказки Пушкина. Было бы интересно и Шарля Перро проиллюстрировать…
Точно подмечено!
Мы прошли по галерее гравюр, возле каждой задавала вопрос, какие ассоциации вызывает изображённый эпизод из сказок. А ещё, какие эпизоды девочки бы взяли, если бы иллюстраторами были они. Вот, что ответила Таиссия:
Все эпизоды, которые взял Доре – это моменты ключевые, предшествующие развязке. Причём, трагической развязке. Думаю, что я бы выбрала другие эпизоды. Если в “Красной шапочке”, то момент спасения девочки охотниками. В “Спящей красавице” момент пробуждения…
Трагичность и мистицизм в творчестве Доре – одна из характерных черт. И это очень красиво и стильно подчеркнули организаторы выставки в Коврове. Гостей экспозиции встречает задрапированный тёмно-синим шёлком стол, как бы отсылающий к эпосу о Короле Артуре и его рыцарях. Ну, и меч на столе – соответственно. Меч предоставили реконструкторы, как пояснили сотрудники музея.
Говорят, в музейных фондах (где-то в подвалах под экспозиционными залами) хранится и Кубок Грааля. Хотели, было, и его поставить, но… Но это неточно…
Не менее атмосферно смотрятся портьеры-панно с принтами работ Гюстава Доре. В общем, к оформлению выставки ковровчане подошли очень творчески.
Рекомендуем, сходите и осмотрите всё сами.
Выставка будет работать более месяца, так что время непременно должно у вас найтись. Ну, и поделитесь впечатлениями в комментариях. Мы своими впечатлениями поделились, сделав запись в “Книге отзывов”.
Приятного просмотра!
Фотограф Дмитрий Кулешов, все фото в ВК-паблике GK