«Франкенштейн» из КГТА. Андрей Чемихин о роботах и будущем

GK

Мы регулярно рассказываем о молодых талантливых ковровчанах, людях, которые прославили наш город. Это спортсмены, творческие личности, предприниматели. Особенно приятно бывает, когда не только GK, но и представители власти замечают и поощряют таких, ведь каким бы прекрасным не становился Ковров – его улицы и скверы, самое главное – суть и соль – в людях.

Читайте новости и статьи в нашем ТГ-канале GorodKovrovПодписывайтесь!

И едва ли не самые главные люди, те, кто способен действительно поднять наш город на качественно новый уровень – это люди науки. В далёкие годы войны Ковров прославили конструкторы-оружейники. Сейчас мы гуляем по улице, связанной с их именами. Кто знает, возможно наступит время, когда в Коврове появится улица робототехников. И непременно на этой улице найдётся место, посвящённое таким парням как Андрей Чемихин.

В июле он побывал в Подмосковном Сколково. Не на экскурсии, а в качестве участника международного проекта – «Startup Village» («Летняя школа»). «Startup Village» — это крупнейшая стартап-конференция в Восточной Европе. Организатором выступали «Открытый университет Сколково», Федеральное агентство научных организаций и Минобрнауки России. Специализацией «школы» стало… сельское хозяйство.

О том, что уже через пару десятков лет перед человечеством, возможно, встанет проблема дефицита еды, учёные говорят давно. Нам, жителям городов, где «булки растут в супермаркетах» подобное утверждение может показаться забавным, но аналитика говорит об обратном. Всего не хватает, ибо всех много, а всего – мало… Объём производимой еды необходимо увеличить аж на 70%, то есть, почти вдвое. И это на фоне массового оттока землян из деревень в города. Мы ведь почти все дачники, и тренд уже не поменять.

И как быть? Такие как Андрей Чемихин предлагают сделать фермерами роботов. Тогда ещё третьекурсник из КГТА с успехом презентовал в Сколково свой проект «АРАгОРН». Его суть – создание «беспилотной» сельхозтехники. Об этом в формате новости написали все городские СМИ. А как насчёт подробностей? За ответами на вопрос, как устроены робот-дояка и робот-тракторист мы отправились в КГТА, в ту самую лабораторию, где рождался проект «АРАгОРН». Кстати, что это означает? Персонаж «Братства кольца»?

— Да, как же без Толкиена. Наша цель была помогать «маленьким» фермерам, так же, как и Арагорн, сын Араторна, помогал маленьким хоббитам. Вот такие ассоциации. Это аббревиатура: «Автоматизированный робототехнический агрономический объект различного назначения». Сокращённо — АРАгОРн, — говорит Андрей.

Сейчас Андрей начал обучение на четвёртом курсе, его факультет — механико-технологический. Стипендиат Президента России, капитан студенческой команды робототехники «KSTA Team», неоднократный победитель различных конференций. Уверен, что мир робототехники интересен и прогрессивен.

Пока шла беседа, Андрей занимался некими монтажными работами. Ещё один робот? И чем же он будет заниматься? Оказалось, у робота уже есть имя.

— Его зовут «Валли». Он пока в разработке. Возможно, работа его будет связана с уборкой помещений и открытых пространств.

Робот как ребёнок. Вначале учится ходить, а уж потом осваивает навыки, ради которых создан. «Валли» пока что «дорос» до того, чтобы возглавить колонну академии в предстоящем параде. Представителей КГТА делегировали на «Добросаммит» во Владимир. И это не единственный «ребёнок» в лаборатории Андрея.

— Мы занимаемся созданием ещё одного робота. Он будет приспособлен для работы с квадрокоптером, ГАЗель и болотоход. Это квадроцикл с восьмью колесами, который еще и плавать умеет. Газель нам досталась от прошлого поколения КГТА, а вот болотоход предоставил «ЗиД». Хотели, конечно, сделать сигвей, но его уже «КЭМЗ» делает…

GK: А что за проект «АРАгОРН», тот, что презентовали в «Сколково»?

— Это роботизированный комбайн. Идея, связанная с сельским хозяйством появилась именно в связи с программой «Сколково», можно сказать «работа по заявке». Тема-то была – агропром.

GK: Помимо поездки в «Сколково» были другие презентации? Расскажи!

— В первый раз был на экскурсии, после Tabula Rasa предложили участвовать в Startup Tour. Ну, разумеется, «Startup Village», о которой и говорим. А ещё хочу отметить участие в «Робофест» (Москва) и «Робокросс» (Нижний Новгород) в рамках программы «Робототехника», где «Сколково» выступает как партнёр.

GK: Все эти презентации – это «самодеятельность» или серьёзно, надолго?

— Ну, какие тут шутки! Всё, о чём сказано, все проекты будут завершены уже в этом году. И это не муляжи для выставок. Я вообще-то, после защиты диплома на этом свой бизнес хочу построить. Уже есть конкретный план. Производство будет в Коврове, а юридически — в Москве.

GK: Почему в Москве?

— Это необходимо, чтобы являться составляющей частью проекта «Сколково».

GK: Когда поступал в КГТА, уже думал о робототехнике?

— Отчасти, да. Поначалу меня больше лазеры привлекали, но знакомство с робототехникой изменило первоначальные планы. Настолько это увлекло, что сейчас даже сожалею, что не стал роботами сразу, с первого курса заниматься…

GK: Эта лаборатория… Ты ведь всё это не один делаешь?

— Разумеется, у нас команда — «KSTA TEAM» — все четверокурсники, и один только третьекурсник. Это не первая попытка создать подобный «научно-творческий коллектив», была команда «Red eyes», может, кто-то помнит. К сожалению, подобные коллективы распадаются после защиты дипломов, хотя пока учимся, кажется, что «братство роботов» — это навсегда… Может, у нас получится сохранить костяк команды?..

GK: Что думаешь об автомобилях без водителя? В ряде стран это уже реальность и быт…

— Машина без водителя – это немного другое, не то, чем мы занимаемся. Дело не в том, что управляет машиной не человек, тут важна задача – зачем и куда вообще машина едет.

GK: А как ты вообще относишься к смарт-карам?

— Наверное, я должен такие вещи приветствовать… На самом деле, немного насторожённо. Дело тут не в консерватизме. Просто, роботизация чего бы то ни было – это непременно комплекс. Если есть умная машина без водителя, значит, должна быть умная дорога, другая. Иначе в случае, допустим, ДТП, очень сложно определить зоны ответственности. И задачка, получается, уже не для технарей, а для юристов…

GK: Однако сельхозтехнику без водителя именно ваша команда и предлагает!

— Пока что не предлагает, а презентует. И именно в ходе разработки этого комплекса, я и задумался о том, насколько непростым будет процесс внедрения в нашу жизнь умных машин. Наше законодательство под термином «водитель» подразумевает только человека. Системе, пусть и обладающей интеллектом, не доверяют. То есть полноценно транспортное средство без водителя ездить не может, всё ограничивается системами помощи водителю. Так что потребуется на законодательном уровне изменить правила дорожного движения. Тогда на дорогах появятся роботизированные транспортные средства и, с моей точки зрения, движение будет безопасней и менее аварийным, поскольку исключается человеческий фактор. Естественно, также нужно будет создавать различные институты, которые бы проверяли и подтверждали полную безопасность таких роботизированных транспортных систем.

Ну вот, а мы-то думали, что не сегодня-завтра можно будет заказать на АВИТО робота-уборщика и робота-водителя и жизнь превратится в сказку. А ещё можно робота-журналиста заказать, тогда на работу только за гонорарами можно приходить. Впрочем, о чём это мы? Он-лайн банкинг! Вот только размечталась, как поймала на себе строгий взгляд Андрея: «Всё непросто!». Но всё ещё будет!

Фотограф Игорь Селезнёв

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Предыдущий пост

Instagram-обзор: Всем котиков

Следующий пост

Пожарные нашли в лесу потерявшихся грибников

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: