Когда в прошлом году на региональных ресурсах прошла информация о предполагаемой поставке в регион б/у автобусов из Москвы, новость не могла не порадовать. Вопрос был лишь в том, когда прибудут автобусы и сколько ТС отойдёт нашему городу и району.
В 2020-м всё было на уровне политических заявлений, поэтому нет смысла сейчас вспоминать, кто и что обещал. Количество рознилось – от 10 до 30 автобусов.
Читайте новости и статьи в нашем ТГ-канале GorodKovrov. Подписывайтесь!
Конкретика появилась в апреле этого года. На сайте Администрации Владимирской области (АВО) опубликовали сообщение о безвозмездной передаче:
Распоряжением администрации Владимирской области Департамент имущественных и земельных отношений назначен уполномоченным органом по принятию от города Москвы в государственную собственность региона 50 городских низкопольных автобусов большого класса. Все машины произведены на Ликинском автобусном заводе в 2011 году. В дальнейшем они будут переданы муниципальным образованиям области.
Мы отслеживали новость, но кроме сообщения на АВО дополнительных сведений не поступало до июля. Также на сайте АВО появился следующий релиз:
Транспортные средства поступают в регион благодаря содействию Губернатора Владимира Сипягина и его договорённости с мэром Москвы Сергеем Собяниным. Автобусы предназначены для эксплуатации в муниципалитетах. После осмотра 50 автобусов ЛИАЗ-5292 2011 года выпуска региональная комиссия подтвердила готовность принять их с баланса города Москвы на баланс Владимирской области. По состоянию на 7 июля 35 автобусов уже прибыли на территорию области. Завершить перегон машин планируется в конце июля – начале августа. … Автобусы передадут муниципалитетам на ответственное хранение. В дальнейшем будут заключены договора аренды с перевозчиками. Машины могут быть задействованы на регулярных и нерегулярных муниципальных маршрутах, переданы общеобразовательным учреждениям для перевозки детей, а также использоваться для других социально важных целей. Автобусы распределялись по муниципалитетам в порядке очерёдности подачи заявок. Наименьшее количество машин получат муниципалитеты, которые подали заявки последними.
На сайте АВО также указано, сколько именно автобусов куда направят. Максимально (15 и 10) ТС из Москвы отправили в Муром и Собинку соответственно. В Ковров отдали три автобуса.
Тогда же, в июле, мы, ссылаясь на официальную информацию АВО, обратились в нашу мэрию, мол, можно ли посмотреть, что там с барского плеча из столичных резервов нам привезли. Но в мэрии только плечами пожимали: не знаем, не ведаем.
«Неужели фейк?» – недоумевали мы. Не может быть! И точно. На днях выяснилось, что автобусы таки пришли, уже поставлены на учёт и даже курсируют по маршрутам Ковровского района.
Мы уточнили в районной администрации. Там уточнили, что автобусы действительно пришли и сейчас на хранении в районном авто-транспортном предприятии (ПАТП). Далее, пояснения давал директор предприятия Рамиль Низамов.
Районное ПАТП располагается в черте города, на улице Долинной. Это довольно большая территория с хозпостройками, боксами и гаражами соответствующих общественному транспорту габаритами. Рамиль Раисович Низамов нас встретил и даже провёл небольшую экскурсию по предприятию.
Пассажироперевозки, если речь идёт о социальных маршрутах – дело не очень прибыльное. ПАТП живёт и выживает за счёт бюджетной поддержки. Дополнительный источник доходности – сдача в аренду гаражей под автобусы частников.
Относительно новые автобусы NEOPLAN – это частники. По словам Рамиля Низамова, такую роскошь ПАТП себе позволить не может – 5-6 миллионов. “Государственные” автобусы поскромнее, зато готовы возить людей не только в коммерческие заказные рейсы, но и просто – в Пантелеево, Юдиху и прочие отдалённые уголки.
Частников такие маршруты не устраивают, поскольку население деревень стремительно сокращается. Ну, а ПАТП готов отправляться в рейс даже если в салоне всего 3-5 пассажиров.
На вопрос, не смущает ли то, что автобусы из столицы изрядно б/у, ответ был такой:
Кузов, ну… Сами видите. Где-то ржавчина, но это всё делается. Ходовая часть импортного исполнения, они в приличном состоянии. Для Москвы сделали хорошую комплектацию. Думаю, что мосты, мотор и коробка прослужат ещё долго. Это автобусы 2011 года выпуска. В принципе, их возраст по московским меркам – под списание. Но у нас минимум три года побегают. И это по кузову, а ходовая и побольше поработает.
Ещё один вопрос был связан с тем, почему все автобусы, отведённые на Ковров и район ушли именно в районное ПАТП, Рамиль Низамов ответил:
Когда пошли слухи, что в наш регион придут эти автобусы, я добился приёма в департаменте транспорта администрации области. И один из первых выбрал эти автобусы. Мы со специалистами ПАТП специально в Москву поехали, осмотрели все там на парковке. Не знаю, делал так кто-то ещё или нет, но нам на предприятие было очень нужно. У нас парк сильно изношенный. Вначале съездил просто посмотреть, за что бороться. Увидел, что оно того стоит. Считаю, что из всех предлагаемых выбрал лучшие.
Вот такие трудолюбивые и непритязательные транспортники работают в Ковровском районе, рады малому. На сегодня один из трёх столичных автобусов отремонтирован и готов отправиться в рейс. Два других ожидают ремонта.
По словам Рамиля Низамова, качество всех машин отличное, ходовая часть его устраивает, корлёса тоже, а в салоне вообще по нашим провинциальным меркам просто красота. Сиденья чистые, поручни целые, во всех трёх автобусах исправные кондиционеры.
И даже видеонаблюдение.
Оставалось только пожелать водителям хороших дорог, а будущим пассажирам счастливого пути…
Фотограф Кирилл Жаворонков, ещё фото в паблике GK в ВК