13 июля в парке им. Дегтярева прошел фестиваль Индии, с недавних пор ставший в Коврове традиционным.
Древний праздник колесниц — Ратха-ятра, разумеется, родом из Индии. Там он проходит в священном для индусов городе Пури. Праздник длится две недели, традиционно катают три колесницы. На одной из них восседает алтарное божество Кришны в образе Джаганнатха, а на других — божества Баларамы (старшего брата Кришны) и Субхадры (сестры Кришны).
Читайте новости и статьи в нашем ТГ-канале GorodKovrov. Подписывайтесь!
Шествие символизирует возвращение Кришны после долгого отсутствия во Вриндаван, где прошло его детство. Периодически с колесниц жрецы разбрасывают разнообразные дары. В российских городах, где проходит празднование, за канаты тянут только одну колесницу — ее не так просто изготовить и привезти на место действия.
Вернемся в Ковров. Воскресный жаркий день. На сцене неподалеку от всем известного развлекательного центра выступает театр танца «Манджари». В репертуаре большого московского коллектива индийские, арабские и восточные танцы. На лавочках ведется активная торговля просветительской литературой, аромапалочками и прочей атрибутикой. Некоторые продавцы-последователи индийской религии прогуливаются в толпе и предлагают литературу прохожим.
— Девушка, не хотите сари примерить? – неожиданно спрашивает худенькая женщина небольшого роста, облаченная в индийское одеяние.
Глаза светятся, голос смешливый. На переносице – бежевая полоска. Духовное имя женщины — Шримати.
— Сама я из Владимира, а Ковров приехала, чтобы посетить этот праздник. Много лет тому назад я работала рядом с храмом Кришны: проходила мимо и чувствовала запах такой таинственный и слышала притягивающую музыку – звон. Это случилось двадцать лет назад, — делится Шримати, — меня туда пригласили. Книгу подарили, я перед ночной сменой зашла и попала на воскресную программу. Все понравилось. Затем прочитала книги и решила для здоровья отказаться от мяса. С нетерпением ждала следующего воскресенья… Сейчас у меня есть духовный учитель и духовное имя.
Отправляюсь под навес: на веревочке, на выбор, висят сари разных цветов. Останавливаем выбор на синем. Две женщины колдуют с тканью, орудуют булавочками и через пару минут редактор GK выглядит совсем как последовательница индийской культуры. Правда, без точек и прочих символов на лбу.
Между прочим, красная точка – отличительный знак замужней женщины, остальные представительницы прекрасного пола могут носить бинди любого цвета. Бинди бывают разными: и со стразами, и с блесками, и под цвет сари. Бежевой полоской на переносице Шримати оказался знак Тилака, имеющий религиозный характер.
— Вы первая, кто сегодня решился примерить сари, — сообщает одна из женщин.
Под навес потихоньку стали подтягиваться ковровчанки. Тем более что прокат сари — абсолютно бесплатная акция.
— Интерес к индийской культуре еще со времен Союза у нас очень велик, — рассказывает Николай, один из владимирских гостей праздника и помощник ковровских организаторов, — поэтому мы решили организовать прокат сари. Многие русские женщины увлекались или еще увлекаются индийскими фильмами и всегда мечтали нарядиться как любимые героини.
В это время экзотические мелодии на сцене поутихли: настало время колесницы.
— Наш фестиваль рассчитан на широкий круг людей, — подытоживает Николай, — главным образом на тех, кто хочет познакомиться с индийской культурой.
Фотограф: Артем Гимпель