Режиссёр народного театра «Вертикаль» Евгений Соколов не перестаёт удивлять и радовать. Нынешний театральный сезон словно мощный фейерверк – премьера за премьерой. Первый зимний вечер озарила постановка «Последняя осень». Обновлённый актёрский состав с невероятным миксом Константина Паустовского и О’Генри. Этого уже достаточно, чтобы заинтриговать.
Целевая аудитория
Вначале об атмосфере перед премьерой. Аншлаг. Хотя, это на спектаклях Евгения Соколова – нормальная ситуация. Однако меня всякий раз восхищает, что создателю «Вертикали» удаётся раскачать нашу скептически-инертную ковровскую публику.
Читайте новости и статьи в нашем ТГ-канале GorodKovrov. Подписывайтесь!
Кого только не встретила в фойе – знакомые по рекламным проектам, представители творческих коллективов, люди, которые у меня ассоциируются исключительно с промышленными предприятиями, и совсем не обязательно ЗиД (ведь ДК имени Дегтярёва – это ведомственный ДК). А ещё – взрослые родители взрослых детей. Как уже сказано, в постановке, главным образом, задействованы актёры-новобранцы, те, кто пришёл к Евгению Соколову на кастинг в сезоне 2023/24.
Кастинг актёров спектакля был опубликован задолго до премьеры в аккаунте Евгения Соколова:
…большинство актёров, занятых в Спектакле “Последняя осень” – новички. 1 декабря у них будет дебют на большой сцене. Пожелаем им удачи! И ни пуха, ни пера!
Валерия Ляпахина
Настя Исаева
Артём Соколов
Люба Наумова
Елена Рожнова
Никита Храпийчук
Олеся Невзорова
Христина Селиверстова
Максим Туркин
И не забудем про более опытных актёров:
Во-первых, Андрей Чеклецов; во-вторых, Анна Белодед; в-третьих, Диана Соловьева; в-четвертых, София Коваленко; в-пятых, Ксения Козадаева; в-шестых, Юлиана Коляганова.
Тайминг на сцене
Бывалый артист Андрей Святсков, который в спектакле не был занят, но присутствовал в зале, поделился:
Для большинства актёров эта постановка – первый опыт. Поэтому Евгений, на мой взгляд, намеренно сделал вещь относительно короткой. У нас спектакли с антрактами по продолжительности более двух часов, и это нормально. Но для начинающего актёра нагрузка большая. Час на сцене для них – это предел, в то же время – это временной отрезок, за который можно полностью раскрыться.
Евгений Соколов о продолжительности спектакля высказался немного иначе:
Не думаю, что новые актёры не справились бы с более продолжительным спектаклем. Вообще, тайминг постановки для меня – это про сценическую задачу. Если она решается в пределах того или иного интервала времени, это и есть продолжительность спектакля.
На вопрос, что являлось для него сценической задачей на этот раз, Евгений ответил: поговорить со своими родителями.
Концентрация смыслов
Многие помнят этот ролик: «Позвоните родителям». Неплохая социальная реклама, кстати… На самом деле, спектакль можно назвать коротким. Он идёт ровно час, без антракта, сюжет состоит из двух “новелл”.
Пересказ сюжетов в изложении режиссёра-постановщика:
Телеграмма — грустный и поучительный рассказ Константина Паустовского. Автор поведал историю одинокой старой женщины, которая сильно скучала по своей дочери Насте, уехавшей работать в город. Поглощённая работой и новыми знакомствами, девушка не навещала маму и даже не находила времени написать ей письмо, ограничиваясь денежными переводами. Печальная история, рассказанная русским классиком, напомнит молодёжи, что нельзя забывать о родителях. Рассказ «Последний лист» О. Генри – это история об обретении надежды, веры в собственные силы. Последний лист — это символ ускользающей жизни. Сьюзи и Джонси – молодые художницы, которые вместе снимали небольшую квартирку-студию в одном из нью-йоркских кварталов, который давно облюбовали люди искусства. В ноябре многие жители квартала были поражены пневмонией. В их числе оказалась и хрупкая, миниатюрная Джонси…
По-моему, это очень высокая концентрация. Две глубокие психологичные вещи “смонтированы встык”. А всё успели сказать за час. Да ещё и показать!
Сценическая задача
Не могу не отметить пронзительной Анны Белодед, великолепных реплик резонёра Андрея Чеклецова. При этом, уровень, который продемонстрировали дебютанты, ничуть не уступает опытным артистам.
Отдельного комплимента заслуживает свет на сцене. Постановкой занимались совместно Евгений Соколов и Никита Данилин. Все оттенки, лучи, вспышки в спектакле наполнены смыслом и, что называется, к месту и по делу.
И если уж говорить о “спецэффектах”, отметила для себя, что в спектакле было много пластических этюдов, танцевальных элементов, шоу в хорошем смысле. Мне показалось, что это отсылка к молодой аудитории, попытка говорить “клиповым” языком, адаптировать.
И Евгений подтвердил догадку:
Мне действительно хотелось, чтобы у молодого зрителя “зашло”. Хотелось, чтобы моим новичкам играть было интересно, чтобы актёрская работа зацепила.
Достучаться до сердец
Очень непростые по смысловой нагрузке произведения (это касается как “Телеграммы”, так и “Последнего листа”) получилось презентовать легко, доходчиво и достучаться до сердец.
Меня впечатлила реприза на музыку Свиридова «Время вперёд». На главной странице использовала фото этого фрагмента. Ярко. И дело даже не в красных полотнах. Это как будто ожившие картины Кандинского. Не знаю, насколько угадала замысел постановщика, но мне увиделся русский абстракционизм, который, кстати, очень высоко оценили в США, куда и перенёсся сюжет спектакля во второй своей части.
Автору спектакля, похоже, удалось зацепить “новобранцев”. Большинство из них скоро увидим в следующей постановке – «Женитьба». Это по Гоголю.
Фото: Дмитрий Кулешов, ещё фото в ВК-альбоме